Догнать и перегнать: активность на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, мы на-
блюдаем уже не восстановление, а новый этап роста. Сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по
сравнению с 2009 годом до 725 млрд рублей. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 23% и
составил 1 108 млрд рублей. Быстрому росту рынка способствовали, прежде всего, стабилизация фи-
нансового состояния лизингополучателей, агрессивная политика лизингодателей с госучастием, а также
смягчение критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями.
Столь желанная стабильность: отсутствие шоков в экономике способствовало наращиванию
инвестиционной активности предприятий, реализуемой в том числе через лизинг. По предвари-
тельной оценке Росстата, увеличение инвестиций в основные фонды составило 6% в 2010 году. К ин-
тенсивному росту масштабов деятельности лизингодателей подталкивали также сократившийся в кризис
портфель и снижение уровня просроченной задолженности.
Государственное наступление: на долю лизинговых госкомпаний (в том числе «дочек» гос-
банков) в 2010 году пришлось почти 50% объема нового бизнеса. В 2009 их доля была в два раза
ниже - 25,4%, в 2008 - только 13,7%. Такая экспансия, на наш взгляд, обусловлена тремя факторами:
реализацией через данные компании госпрограмм поддержки отдельных отраслей, новым амбициозным
топ-менеджментом и недорогим масштабным фондированием. Однако на растущем рынке места пока
хватает всем: несмотря на рост концентрации сделок, 63% лизингодателей-респондентов отметили, что
не вступали в конкуренцию с государственными ЛК.
Быстрая оттепель: уже в прошлом году, сразу же после кризиса, началась массовая либе-
рализация критериев риска по сделкам, которые были существенно ужесточены в 2008-2009
годах. Многие лизингодатели снизили требования к уровню аванса, ликвидности предмета лизинга,
сроку деятельности, финансовым показателям клиента. Среди видов обеспечения сделок в 2010 году
значительно увеличилась только доля поручительств юридических и физических лиц.
Вынужденный апгрейд: кризис 2008-2009 годов заставил лизингодателей усовершенствовать
системы управления рисками. В 2009 году сразу 11 компаний создали в своей структуре отделы риск-
менеджмента (до кризиса их создавалось не более 7 в год). В прошлом году еще 2 компании создали
отделы, а 10 ввели дополнительные процедуры и регламентирующие документы по управлению рисками.
Маловато будет: несмотря на ряд улучшений, система риск-менеджмента в целом на рынке
далека от совершенства. Все еще менее половины компаний на рынке имеют в своей структуре отдел
риск-менеджмента, и менее 60% - нормативные документы по управлению рисками. Более 2/3 ком-
паний не устанавливают лимитов по сделкам в отношении размера собственных активов или капитала,
столько же не формируют отчет об управлении рисками в рамках управленческой отчетности. 40% ком-
паний - участников опроса «Эксперта РА» считают, что лизингодателям не нужно создавать резервы и
отражать в отчетности уровень просроченной задолженности.
Ждем реванша: по оценке «Эксперта РА», при отсутствии негативных законодательных и нало-
говых изменений (в частности отмены ускоренной амортизации) объем новых сделок в 2011 году
может достигнуть 1 трлн рублей, что сопоставимо с докризисным 2007 годом. Темпы прироста объе-
ма новых сделок снизятся по сравнению с 2010 годом до 40-50%, что будет обусловлено отсутствием «эф-
фекта низкой базы». Стимулами роста выступает высокая потребность предприятий в обновлении основных
фондов, а также приемлемый уровень процентных ставок по заемным ресурсам. В 2012 году, на наш взгляд,
рынок может вырасти еще на 10-30%.__
Авторы.................................................................... | 1 |
Анонсы................................................................... | 2 |
Резюме..................................................................... | 4 |
Методология исследований рынка лизинга и составления рэнкингов лизинговых компаний..........6 |
|
I. Рынок лизинга по итогам 2010 года..................8 1.1. Динамика рынка........................ 8 |
|
1.2. Лидеры рынка: госкомпании в авангарде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Территориальное распределение сделок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4. Сегменты оборудования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
II. Риск-менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Позитивное влияние кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Рост не должен быть беспечным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Информация только по запросу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.4. Спорный резерв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
III. Прогноз развития рынка: триллионный рубеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Приложение 1. Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2010 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Приложение 2. Интервью с партнерами исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Рейтинги финансовой устойчивости лизинговых компаний «Эксперта РА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41Авторы.................................................................... | 1 |
Анонсы................................................................... | 2 |
Резюме..................................................................... | 4 |
Методология исследований рынка лизинга и составления рэнкингов лизинговых компаний..........6 |
|
I. Рынок лизинга по итогам 2010 года..................8 1.1. Динамика рынка........................ 8 |
|
1.2. Лидеры рынка: госкомпании в авангарде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Территориальное распределение сделок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4. Сегменты оборудования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
II. Риск-менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Позитивное влияние кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Рост не должен быть беспечным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Информация только по запросу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.4. Спорный резерв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
III. Прогноз развития рынка: триллионный рубеж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Приложение 1. Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2010 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Приложение 2. Интервью с партнерами исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Рейтинги финансовой устойчивости лизинговых компаний «Эксперта РА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41Российский рынок перепелиных яиц в текущей ситуации демонстрирует положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей перепелиных яиц характеризуются стремительным ростом.
Российский рынок пахты в текущей ситуации демонстрирует снижение своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию.
В современном мире, где здоровый образ жизни становится все более популярным, мобильные приложения для подсчета калорий становятся незаменимым инструментом для многих. Недавний онлайн-опрос, проведенный компанией ГидМаркет, раскрыл интересные тенденции в использовании этих приложений среди различных групп населения.