Дистанционное банковское обслуживание в России характеризуется высоким потенциалом развития, чему способствует все больший охват регионов страны высокоскоростным доступом в интернет, стимулирующий пользователей к более активному использованию сети, в том числе и в сфере платежных операций, и высокие темпы распространения мобильной связи.
Банки также активно работают над перенаправлением клиентского трафика из офисов в системы интернет-банкинга, расширяя функционал дистанционных сервисов и предлагая клиентам все более выгодные условия онлайн-обслуживания.
Среди всего многообразия подсистем дистанционного банковского обслуживания физических лиц в крупнейших банках России наиболее широко представлена подсистема «Интернет-банк». Общее число пользователей интернет-банкинга, по оценкам аналитиков, составляет порядка 7,0 млн человек.
В типичной модели интернет-банкинга активные услуги представлены возможностью внутрибанковских и межбанковских переводов и платежами в адрес поставщиков услуг (ЖКХ, интернет-провайдеров, сотовых операторов), и многие банки привлекают клиентов к использованию интернет-банкинга, снижая комиссию при проведении платежей через дистанционные сервисы. Разница в комиссии при использовании интернет-банкинга и при переводе в отделении банка может достигать 500 руб., но чаще всего находится в пределах 50-70 руб. в пользу интернет-банка.
Как показало исследование, проведенное компанией AnalyticResearchGroup, в мае 2011 года среди крупнейших российских банков, значительное количество кредитных организаций ведут активное продвижение услуг дистанционного обслуживания. Среди них можно выделить Альфа-Банк, Банк24.ру, ВТБ 24, Райффайзенбанк, Росбанк, Сбербанк, ЮниКредит Банк.
Аналитики отмечают, что развитие сервисов дистанционного банковского обслуживания в России происходит быстро и успешно. Претендовать на значительную долю рынка в краткосрочной перспективе собираются Газпромбанк и банк Возрождение. Также в России существуют банки с успешными проектами дистанционного обслуживания, которые позиционируют их как флагманские для банка. Это, например, интернет-банк «Альфа-Клик», активными пользователями которого, по данным Альфа-Банка, являются более 1 млн. человек. В Ситибанке более 80% финансовых банковских операций осуществляется через дистанционные каналы обслуживания - в среднем 260 тыс. онлайн-операций в месяц. Сбербанк к 2014 году намерен вывести 70% платежей из операционных касс в удаленные каналы самообслуживания - банкоматы, платежные терминалы и интернет-банкинг, и уже ввел повышенные комиссии за оплату коммунальных услуг через операционистов.
В среднесрочной перспективе на рынке дистанционных банковских услуг появятся новые и привлекательные для пользователей предложения. В более далекой перспективе системы дистанционного банковского обслуживания станут основой на рынке ценных бумаг и страхования, будут включать услуги по поддержке систем e-commerce, при этом разделы сайтов банков с интернет-банкингом начнут предоставлять онлайн-сервисы класса «personal finance management».