Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
29 марта 2012

Согласно данным отчета РБК.research "Специализированные розничные сети по продаже алкогольных напитков в РФ", оборот сетевой алкогольной розницы вырос на 21%

Маркетинговое агентство РБК.research завершило вторую волну исследования российского рынка сетевой алкогольной розницы. Исследование позволило установить, что в 2011 г. выручка сетевого алкогольного ритейла увеличилась на 21% в рублевом эквиваленте. Рост был обеспечен увеличением розничных цен и повышением спроса на более дорогие напитки.

В течение 2011 г. алкогольный рынок РФ претерпел значительные изменения, большая часть которых была связана с ужесточением политики государства в отношении производителей, поставщиков и продавцов алкогольных напитков и пива. Более строгий контроль деятельности алкогольной отрасли связан с высокой долей контрафактной продукции и борьбой с алкоголизмом россиян. В настоящее время политика государства направлена на снижение среднедушевого потребления алкоголя. Согласно планам Правительства РФ, россияне должны переключиться на вино, снизив количество потребляемой водки.

Кризис 2008-2009 гг. заметно изменил потребительскую модель россиян, сделав ее более рациональной и ориентированной на сокращение расходов, что затормозило и развитие культуры потребления вина в России. Однако в 2010-2011 гг. потребительский спрос на вино постепенно начал восстанавливаться. В структуре спроса на алкогольные напитки за три последних года произошли изменения. Как показал опрос потребителей алкогольных напитков, проведенный РБК.research, в 2008 году популярность вина и пива находилась примерно на одном уровне: эти напитки отметили  53,3% и 52,6% участников онлайн-опроса РБК, а к 2011 году вино выдвинулось на лидирующие позиции. В 2011 году вино в качестве покупаемого время от времени алкогольного напитка было отмечено 72,2% респондентов, а пиво - 65,7%.

Вино чаще, чем другие напитки, приобретается в специализированных магазинах. Вместе с тем, самым популярным местом покупки вина остаются продовольственные супер- и гипермаркеты. Более трех четвертей респондентов приобретают его именно там. Частота упоминания специализированных магазинов пока значительно ниже и составляет 34,9%. Обычные продуктовые магазины для покупки вина посещают 33,8% опрошенных (это чуть ниже, чем в 2008 г.). Популярность же покупок вина в магазинах беспошлинной торговли (duty free) практически не изменилась и остается на уровне 17-18%. Несмотря на то, что вино становится все более популярным в России, его среднедушевое потребление на порядок меньше, чем в странах, лидирующих по этому показателю. На сегодняшний день Россия не входит в топ-25 стран по уровню потребления вина на душу населения.

Сегмент специализированной сетевой алкогольной розницы, большей частью ориентированной на продажу широкого ассортимента вин, в настоящее время активно развивается, появляются новые игроки, а крупные сети выходят на федеральный уровень. В целом специализированная сетевая розница развивается в нескольких форматах: бутики, продающие элитный алкоголь; винотеки; алкомаркеты с универсальным ассортиментом, фирменные магазины предприятий, производящих алкоголь, алкогольные отделы в продуктовых магазинах и сети пивных магазинов (пивомаркетов).

На начало 2012 г. на российском рынке работает более 4500 магазинов специализированных розничных сетей по продаже алкогольных напитков и пива. В течение 2009-2011 гг. количество магазинов специализированных сетей по продаже алкоголя выросло почти в три раза. Специализированная алкогольная розница развивалась за счет региональных и локальных операторов рынка, которые открыли более 70% новых сетевых магазинов. Некоторые розничные сети вышли на федеральный уровень благодаря экспансии в другие федеральные округа ("НормаН", "Отдохни" и др.). При этом фирменные сети производителей в последние два года снизили темпы прироста в количественном выражении по сравнению с остальной специализированной розницей. Более медленные темпы развития могут быть обусловлены затруднениями с доставкой и хранением продукции при выходе в другой регион и ужесточением требований к производителям ликеро-водочных изделий (ЛВИ).

По данным  исследования РБК.research "Специализированные розничные сети по продаже алкогольных напитков в РФ", доля фирменных сетей производителей алкоголя составляет чуть более 24% в общем количестве сетевых магазинов, торгующих алкогольными напитками и пивом. Фирменная розница, как правило, характеризуется небольшими торговыми площадями и не работает в высоком ценовом сегменте. При этом в сегменте фирменных сетей присутствуют крупные ритейлеры, выручка которых сопоставима или превышает выручку отдельных независимых сетей ("Башспирт", "Арыш Мае", "Уссурийский бальзам", "Савва Водочников" и др.).

Подробнее ознакомиться  с исследованием "Специализированные розничные сети по продаже алкогольных напитков в РФ"

Вы можете здесь