Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
27 июля 2010

Объем сделок М&A в FMCG ритейле России по итогам 2009 года снизился почти на 70%

По данным исследования "Розничная торговля FMCG России. Итоги 2009 года. Прогноз до 2012 года" компании "INFOLine", в 2009 году объем сделок М&A в FMCG ритейле снизился почти на 70% по сравнению с 2008 годом. Единственной крупной сделкой M&A, состоявшейся в 2009 году, стало приобретение X5 Retail Group сети "Патэрсон" за 189,5 млн долл. (долг на момент покупки составлял 85 млн долл.). 

Однако в связи с тем, что целый ряд ритейлеров и акционеров российских сетей в 2006-2008 гг. активно привлекали кредиты (в том числе краткосрочные) для реализации собственных проектов и покупки активов и в условиях экономического кризиса оказались не способны обслуживать и рефинансировать привлеченные кредиты, покупателями розничных активов на российском рынке стали банковские структуры, приобретающие их в рамках сделок по реструктуризации долга.

В 2008-2009 гг. состоялись три сделки (с участием розничных сетей "Алпи", "Мосмарт" и "Лента", активы которых получили ООО "Сбербанк-Капитал" и ЗАО "ВТБ-капитал" совместно с другими фондами). В 2010 году вынужденная экспансия крупнейших банков (в первую очередь ОАО "Сбербанк") в розничный сектор продолжилась: так, "Сбербанк-Капитал" в мае 2010 года в рамках сделки по реструктуризации долга приобрел контрольный пакет акций сети "Вестер" (51% акций сети в качестве компенсации за списание 1,8 млрд руб. долга).

Несмотря на улучшение в 2010 году конъюнктуры банковского рынка и рынка облигаций, привлекательность сделок M&A остается крайне низкой, так как небольшие региональные сети не являются привлекательными объектами для поглощения со стороны федеральных и международных ритейлеров, что обусловлено непрозрачностью структуры бизнеса, низкой эффективностью менеджмента и основных бизнес-процессов, высоким уровнем долговой нагрузки, а также неадекватно высокими ожиданиями собственников в отношении стоимости розничных активов.