Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
19 июня 2012

Розничные торговые сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY) 2012

Согласно данным отчета РБК.research "Розничные торговые сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY) 2012", номинальные темпы прироста суммарной выручки DIY-сетей в 2011 г. составили около 20% в рублях.

В 2011 г. на российском рынке строительных материалов и товаров для дома продолжилась позитивная динамика, обусловленная восстановлением российской экономики. По данным Росстата, реальные темпы прироста ВВП в 2011 г. составили 4,3%, оборота розничной торговли - 7,0%, промышленного производства - 4,7%, производства строительных материалов - 2,9%. При этом реальные темпы прироста денежных доходов населения оказались существенно ниже прогнозируемых и составили всего лишь 0,8% по отношению к 2010 году. Это объясняется увеличением числа выданных кредитов, как потребительских, так и ипотечных.

Объем жилищного строительства увеличился в 2011 г. на 6,7%, а объем выдачи ипотечных кредитов в рублях вырос почти в два раза. В производстве строительных материалов отмечались разнонаправленные тенденции, однако по большей части позиций строительных и отделочных материалов был зафиксирован прирост производства в натуральном выражении. По-прежнему сильна зависимость российского рынка от импорта, однако, зафиксированный в 2011 г. прирост производства дает основание надеяться на продолжение процессов импортозамещения. В 2009 г. объемы импорта резко сократились, по многим товарам они до сих пор не достигли показателей 2008 года.

В 2011 г. номинальные темпы прироста розничного DIY-рынка составили около 15% в рублях по сравнению с 2010 г., причем темпы прироста выручки сетевой розницы были выше и составили около 20 процентов. Ускорение темпов прироста рынка в целом было обеспечено увеличением ввода жилья и ипотечного кредитования, а также эффектом низкой базы.

Суммарный объем рынка DIY-ритейла в рублях за 2011 г. на 23% превысил показатель 2008 года, преодолев посткризисную тенденцию снижения продаж. Крупноформатная розница в 2011 г. развивались гораздо более активно, чем в 2010 г., в результате чего ее доля в совокупной выручке сетевой розницы выросла до 60%, что на 2 п.п. выше результатов 2010 года. Долгосрочные стратегии ритейлеров, работающих в этом формате, подразумевают дальнейшую экспансию в средние по численности населения города РФ. При этом довольно успешно развиваются и сети DIY-супермаркетов, количество которых по итогам прошлого года выросло почти на 30 процентов.

В 2012 г. темпы прироста рынка сохранятся, однако ситуация на внешних рынках, которая косвенно может влиять на динамику потребительского спроса, по-прежнему нестабильна; сохраняются риски, связанные с ожидаемой рецессией в Европе и ожидаемым снижением темпов роста развивающихся экономик, прежде всего, Китая. Негативные тенденции мировой экономики могут повлиять на стоимость заемных средств, что замедлит развитие розничной торговли в целом. С другой стороны, внутренние факторы развития рынка достаточно позитивны: в 2012 г. ожидается дальнейший рост ввода жилья и связанного с ним рынка ипотечного кредитования, повышен прогноз по реальным темпам прироста розничной торговли (с 5,5% до 6,2%).