Продовольственное эмбарго, обвальное ослабление рубля, рост цен на продукты питания существенным образом сказались на итогах 2014 года, при этом указанные факторы обещают и дальше оказывать давление на потребительский спрос в 2015 году.
Действительно, продовольственное эмбарго, которое продолжится до второй половины 2016 года, привело к существенным изменениям в деятельности российских фаст-фуд сетей. Популярная сеть кафе-мороженых Baskin-Robbins в прошлом году заключила договор с российскими поставщиками и таким образом свела к минимуму зависимость от импортных поставок. К аналогичным мерам были вынуждены прибегнуть многие фаст-фуд сети, заменяя иностранные сыры, соусы и овощи на продукцию отечественного производства.
Импортозамещение и спад потребительского спроса привели к необходимости изменения не только меню, но и корректировки ценовой политики сетей. Не стал исключением и Subway. По словам Геннадия Кочеткова, вице-президента Subway Russia, «компания с конца 2014 года ощущает влияние на свой бизнес общей экономической ситуации в стране, включая общее снижение покупательской способности населения, обвальное изменение курса рубля и последовавший за этим неконтролируемой рост цен на продукты и оборудование». В этой связи сеть выработала стратегию, учитывающую эти факторы. Геннадий Кочетков отметил, что «в результате была проведена оптимизация предлагаемого ресторанами меню», а именно было рекомендовано франчайзи вывести из меню некоторые мало востребованные сэндвичи, расширить ценовую линейку в сторону бюджетных продуктов, таких как мини-сэндвичи и снэки. По словам эксперта, на этом действия компании не закончились. «Была сделана коррекция ценовой политики с учетом изменения изменившейся конкуренции на рынке и быстрого роста цен на исходные продукты. Были предприняты шаги, направленные на удержание «фуд коста» на приемлемом уровне, включая практически полный переход на продукты от локальных поставщиков» – уточнил вице-президент сети Subway.
Действия по поддержке франчайзи, а именно снижение паушального взноса с 12 тыс. долл. до 7,5 тыс. долл., несомненно, также стали антикризисными мерами, которые повысили доверие и интерес к Subway со стороны российских предпринимателей. Аналогичные меры по развитию франчайзинговой сети реализовал и Baskin-Robbins. Агнесса Осипова, президент ЗАО «БРПИ», в своем интервью РБК.research подтвердила, что «компания произвела запуск антикризисной поддержки малого и среднего бизнеса». Сеть Baskin-Robbins в три раза снизила франшизный взнос для открытия нового кафе.
Однако, несмотря на активные меры по поддержке бизнеса, эксперты ресторанного рынка уверены, что наименее остро сложившиеся реалии рынка, а именно продовольственное эмбарго, снижение потребительского спроса и ослабление рубля, скажутся на оборотах фаст-фуд рынка.
По словам Мераба Бен-Эл (Елашвили), президента ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», «больше всего пострадали рестораны формата table service medium-сегмента, фуд-корт же практически не испытал на себе снижения активности гостей». «У нас уже сформировалась культура питания вне дома, поэтому вряд ли люди, пришедшие в кинотеатр или за покупками в ТРЦ, не зайдут перекусить на фуд-корты» – объясняет он. По мнению Мераба Бен-Эл (Елашвили), некоторую поддержку фаст-фуд сегменту оказывает и «часть гостей заведений table service со средним чеком 1500-2000 руб., которые перешли в более демократичные заведения quick service».
Не верит в существенный отток посетителей и Агнесса Осипова, президент ЗАО «БРПИ». «Средний чек наших кафе составляет около 250 рублей – это не является затратным для посетителей и не влечет оттока в период экономического спада. Как правило, кризис не очень сильно затрагивает фаст-фуд, в группе риска, в основном находятся заведения со средним чеком от 2 тыс. руб.» – констатирует она. С некоторым воодушевлением к кризису относится и крупный региональный игрок «Фуд-Мастер». Илья Серов, генеральный директор компании, уверен, что «рестораны быстрого обслуживания «Вилка-Ложка» получили великолепный шанс для развития». В ресторанах сети «Вилка Ложка», которая является лидером в пуле брендов компании «Фуд-Мастер», наблюдается прирост посетителей. При этом, по словам Ильи Серова, этот прирост даже больше, чем был в докризисный период. Подобный результат руководитель компании объясняет перетоком части посетителей из более дорогих ресторанов в сегмент фаст-фуда.
Согласно результатам исследования РБК.research «Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2015», в текущем году рынок фаст-фуда покажет рост на уровне 8,6% в номинальном выражении, составив 183,2 млрд. руб. Впрочем, динамика развития сетевого рынок быстрого питания будут еще выше – на уровне 10-15%.