Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
16 января 2013

Российский рынок электронной торговли в сегменте B2B

Маркетинговое агентство РБК.research в декабре 2012 г. выпустило исследование, которое содержит анализ быстрорастущего сегмента рынка электронной торговли - организации закупок в корпоративном секторе посредством сети Интернет. Анализ построен на основе сравнения результатов экспертных интервью с представителями ЭТП и компаний-разработчиков и включает такие показатели, как средний размер дисконта, уровень конкуренции, сложности и перспективы развития систем электронных закупок.

В отчете «Российский рынок электронной торговли в сегменте B2B» отмечается, что в развитых странах сектор трансакций составляет до половины ВВП. Трансакционные издержки включают в себя расходы на поиск поставщика, затем потребителя, на ведение переговоров и заключение договоров с ними, а впоследствии - затраты на наблюдение и контроль за выполнением договоров. В широкой смысле трансакционными являются все издержки, которые не относятся непосредственно к процессу производства.

Базовой трансакцией на B2B-рынке является нахождение фирмой 1 фирмы 2  и заключение контракта между данными фирмами. В условиях глобального рынка количество фирм очень велико практически в любой отрасли, поэтому затраты на трансакции оказывают значительное влияние на итоговые финансовые результаты.

Решения в области B2B, основанные на использовании высоких технологий (прежде всего, электронных систем связи), направлены на оптимизацию процессов коммуникации между компаниями, и, в конечном счете, снижение трансакционных издержек.

Операторы электронных торговых площадок (ЭТП) ставят перед собой цель автоматизировать, упорядочить и ускорить торговый процесс, а также сократить сопутствующие издержки. Речь идет, в том числе, об уменьшении влияния человеческого фактора на исход торгово-закупочных операций.

ЭТП берет на себя выполнение типовых операций по информированию участников торгов, сбору и обработке данных, регистрации заявок на участие в конкурсах и др. Для закупки определенной продукции достаточно найти ее в каталоге или отправить заинтересованным участникам запрос котировок. ЭТП имеет для этого расширенный функционал, включающий поиск продукции в каталоге (с конкретными параметрами), адресную рассылку объявлений и конкурсной документации, автоматический анализ предложений и т. д. Проведение конкурсов на электронных торговых площадках позволяет существенно сократить или же полностью исключить бумажный документооборот.

Крупнейшие межотраслевые торговые пло-щадки Крупнейшие межотраслевые информаци-онные системы:

  • B2B-Center
  • МТС «Фабрикант»
  • Сбербанк-АСТ
  • ONLINECONTRACT
  • Tender.Pro
  • «ТЗС Электра» «МАГЕЛАН»
    ИА Trade.su

Согласно данным исследования РБК.research «Российский рынок электронной торговли в сегменте B2B», из 400 крупнейших компаний России только 4% используют собственную ЭТП, тогда как услугами сторонних площадок пользуется 20%. При этом динамика роста клиентов независимых ЭТП высокая. Многоотраслевая и независимая ЭТП более выгод-на за счет синергетического эффекта от работы  большого количества заказчиков и по-ставщиков.

По информации, предоставленной РБК.research участниками рынка в ходе анкетирова-ния, проведенного в октябре-ноябре 2012 г., рынок электронных торгов в корпоративном секторе развивается достаточно предсказуемо и равномерно. На фоне роста как абсо-лютного числа участников торгов у всех ключевых игроков рынка, так и среднего числа заявок на одну торговую процедуру в 2012 г. объем электронных закупок в денежном вы-ражении увеличился на четверть. Основываясь на данных анкетирования участников рынка, РБК.research оценивает B2B-сегмент российского рынка электронных торгов в 4,2 трлн руб. в 2012 г.

Количество сделок в корпоративном секторе растет, прежде всего, благодаря привлече-нию на площадки новых игроков, только начавших применять электронные торги в своей закупочной деятельности. За 2010-2012 гг. количество сделок выросло в 2 раза пропор-ционально растущему числу участников торгов.

По оценке РБК.research, через ведущие межкорпоративные площадки идет до 75% това-ропотока. Как отмечают участники рынка, на сегодняшний день рынок электронных торгов уже сложился и порог входа для новичков существенно усложнился. Сейчас на рынке присутствует шесть крупных площадок, которые предлагают клиентам организацию всех видов торговых процедур плюс набор дополнительных услуг.


Безусловным лидером рынка является площадка B2B-Center, на которой работают более 40% компаний-участников электронных торгов. Следом идет МТС «Фабрикант». Площад-кам Tender.Pro и ONLINECONTRACT принадлежат по 7%, «Сбербанк-АСТ» и «ТЗС-Электра» - по 5%, остальные площадки контролируют не более 17% рынка.
Наряду с притоком новых участников электронной торговли усиливается конкуренция, что приводит к увеличению экономии. Согласно данным анкетирования РБК.research, наи-больший дисконт в корпоративном секторе достигается в системе B2B-Center, что неуди-вительно, так как в ней зарегистрировано наибольшее число участников, следовательно, самая сильная конкуренция среди поставщиков.


С демо-версией исследования «Российский рынок электронной торговли в сегменте B2B» можно ознакомиться здесь.