Согласно данным отчета РБК.research "Розничные ювелирные сети 2013", розничные продажи изделий из драгоценных металлов (в долларах) выросли на 11% в 2012 году. Маркетинговое агентство РБК.research завершило шестую волну исследования российского рынка сетевой ювелирной розницы. Исследование позволило установить, что темпы прироста рынка в 2012 г. существенно замедлились по сравнению с 2011 г., что вызвано ухудшением экономической конъюнктуры в целом и замедлением спроса на ювелирные украшения.
Продолжившаяся в 2012 г. тенденция роста цен на драгоценные металлы повлияла на рост стоимостного объема отечественного ювелирного рынка, однако спрос замедлился. Доля легального импорта ювелирных изделий в 2012 г. несколько снизилась, при этом доля нелегального импорта остается стабильно высокой. По оценкам аналитиков РБК.research, в 2012 г. в стоимостном выражении объем ювелирного рынка РФ без налогов превысил отметку в 7 млрд долларов. При этом сетевая ювелирная розница развивалась существенно быстрее рынка в целом, что обусловлено более успешной бизнес-моделью сетевого ювелирного ритейла.
В настоящее время в пятерке лидеров российского ювелирного ритейла по количеству торговых точек находятся "Адамас", "МЮЗ", SUNLIGHT, "Ювелирная сеть "585", "Яшма Золото". Наибольшую устойчивость на рынке продолжают демонстрировать крупные операторы, развивающие ювелирную розницу "от производителя" и использующие в своей деятельности франчайзинг ("Адамас", "МЮЗ", SUNLIGHT). Некоторые федеральные компании ("Ювелирная сеть 585", "Яшма Золото"), используя мультиформатную стратегию, развивают одновременно несколько ювелирных сетей, представленных под различными торговыми брендами.
Крупные розничные ювелирные сети федерального уровня продолжают укреплять свои позиции на наиболее перспективных с точки зрения сбыта рынках Центрального ФО, Приволжского ФО, Южного ФО. Сдерживающими факторами развития федерального ритейла в Уральском ФО, Сибирском ФО и Дальневосточном ФО остается насыщенность местного ювелирного рынка локальными операторами, выход на рынок производственных предприятий с собственной розницей и усиление ценовой конкуренции. В 2013 г. на ювелирном рынке продолжится консолидация сетевой розницы. Вероятны сделки M&A по приобретению как отдельных ювелирных магазинов, так и небольших региональных сетей со стороны крупных федеральных игроков.
По итогам 2012 г., согласно данным Росстата, прирост совокупного объема розничных продаж ювелирных изделий в российских регионах составил около 14% по сравнению с 2011 г. Наибольший вклад в совокупную выручку от ювелирной торговли внесли: Центральный ФО (33%), Сибирский ФО и Южный ФО (в равных долях по 12%), Уральский ФО (более 11%), Приволжский ФО (10%).
По данным РБК.research, Центральный федеральный округ лидирует по количеству сетевых ювелирных магазинов: на него приходится более 30% от общего числа сетевых ювелирных салонов в РФ. В ЦФО расположено 46% от общего числа салонов глобальных ювелирных сетей и 38% магазинов сетей федерального уровня.
Вторым по важности регионом экспансии федеральных ювелирных операторов является Приволжский федеральный округ. В целом на ПФО приходится более 20% сетевых ювелирных салонов в РФ (около 1300 точек). Приволжский федеральный округ занимает второе место также по количеству сетевых ювелирных магазинов региональных и локальных игроков, общее количество которых превышает 780 салонов, что выше, чем на других российских локальных рынках.
В топ-5 городов с наибольшим числом магазинов сетевой ювелирной розницы входят Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Челябинск. В большинстве регионов наблюдается централизация розничных ювелирных продаж в столице, в то время как в других городах округа спрос на украшения существенно ниже.
Темпы роста ювелирного рынка в 2013 г. сохранят тенденцию 2012 г. и могут увеличиться за год лишь на 8-10% в долларовом эквиваленте, однако спрос продолжит замедляться за счет снижения покупательной способности населения.
Ожидается, что в 2013 г. процесс ротации среди основных федеральных игроков на региональных рынках продолжится. Больше шансов остаться на рынке будут иметь операторы, аффилированные с производственными структурами, гибко реагирующие на изменение спроса, имеющие четкое ценовое позиционирование и бренд. Локальные операторы будут вынуждены делать ставку на продукцию среднеценового сегмента, а также на эксклюзивность, дизайн и высокое качество изделий.