Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
11 сентября 2013

Российский сетевой рынок общественного питания 2013

Инга Микаелян, старший аналитик РБК.research

Сергей Хитров, старший аналитик РБК.research

В 2012 году объем рынка быстрого питания в России, по оценкам РБК.research, составил 207 млрд. руб. Москва и Московская область занимают в структуре российского рынка львиную долю, которая составляет почти 35% или 71,6 млрд. руб. Весь рынок быстрого питания занимает около 20% от всего оборота общественного питания. При этом даже несмотря на довольно высокую долю в структуре рынка, фаст-фуд демонстрирует стремительные темпы роста. По оценкам экспертов РБК.research рынок ресторанов быстрого питания растет в среднем на 24-28% ежегодно (в текущих ценах без учета инфляции).

Рис. 1. Структура рынка быстрого питания (в стоимостном выражении), %

Источник: РБК.research, дата актуализации - май 2013 года

* При анализе учитывались города с численностью населения более 100 тыс. человек.

 Стремительные темпы развития рынка фаст-фуда объясняются высокой посещаемостью данных заведений, а также сравнительно небольшим объемом инвестиций, требуемым для открытия одного фаст-фуд ресторана. При этом возможность открытия заведений на фуд-кортах позволяет обойти нехватку торговых площадей, что особенно ощутимую в столице. Впрочем, подталкивает развитие фаст-фуда и набирающая все большую популярность стратегия развития по франчайзингу.

О стремительном росте сегмента быстрого питания говорит и следующая статистика: лишь за I квартал 2012 года - I квартал 2013 года количество сетевых ресторанов, работающих в рамках данного формата, увеличилось на 18% (или на 476 заведений). Игроков рынка привлекает постепенный рост доходов населения, все большая переориентация россиян на питание «вне дома», а также такие предстоящие события, как: Зимняя Олимпиада и этап Гран-При Формулы-1 в Сочи в 2014 году и Чемпионат Мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Среди компаний, пришедших на российских рынок, следует особенно выделить «Quiznos» - сеть, специализирующуюся на продаже сэндвичей, представленной в более, чем 40 странах мира, а также кафе-пекарни «Auntie Anne's», лапшичные «Marugame Seimen», кафе-кондитерские «PAUL» и рестораны «Jamie's Italian», развиваемые холдингом «Ginza Project», «Moe's Гриль», «Chili's», «Lavazza Espression», «Buddha Bar» и «Sicaffe».

По данным исследования РБК.research «Российский сетевой рынок общественного питания 2013», в России в I квартале 2013 года было зафиксировано 2 706 сетевых фаст-фуд ресторанов. При этом в рамках сегмента free flow и fast casual, которые также можно отнести к заведениям быстрого обслуживания, работают 650 сетевых ресторанов. Таким образом, в сетевом сегменте заведений быстрого обслуживания работают 3 354 заведения из 8 924 сетевых ресторанов России или 37,6%). Для сравнения в Москве из 3 134 сетевых ресторанов, на fast food приходятся 729 ресторана (23,3%), free flow и fast casual занимают 6,5% (204 заведения), рестораны casual dining - 26,1% (874 заведения), а кофейни и кафе-кондитерские - 20,3% (638 заведений).

Рис. 2. Структуры рынка сетей общественного питания России в зависимости от концепций заведения (по количеству сетевых заведений), I квартал 2013 г., % от общего количества сетевых заведений общепита России

Источник: РБК.research, дата актуализации - I квартал 2013 года

Что касается предпочтений россиян относительно выбора блюд в своих любимых ресторанах и кафе в 2013 году, то наиболее популярным блюдом являются овощные салаты (57,5%). При этом интересно заметить, что по итогам опроса РБК.research 2012 года данный вариант ответа располагался только на втором месте после блюд из мяса. Соответственно в 2013 году уже блюда из мяса располагаются на втором месте, их предпочитают заказывать 56,8% респондентов. Таким образом, полученные результаты в очередной раз подтверждают все большую ориентацию россиян на здоровое питание.

Кроме мясных блюд и овощных салатов популярными являются пицца, а также блюда из картофеля (фри, по-деревенски и др.), которые предпочитают заказывать соответственно около 49,2% и 45,5% респондентов. 37,2% при походе в ресторан или кафе обязательно выбирают десерты, а 33,9% - блюда из курицы.

Рис. 3. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания

Источник: РБК.research, дата актуализации - май 2013 года
* - сумма не равна 100%, так как респондент мог выбрать несколько вариантов ответа