Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
20 сентября 2013

На долю клининга приходится 1/5 объема рынка “Facility Services” в России

Клининг существует на Западе как отдельная отрасль экономики уже более ста лет. В России клининговые компании стали появляться в начале 90-х. Развитие российской клининговой отрасли началось с Москвы и Санкт-Петербурга, и было связано с открытием своих представительств крупными европейскими и американскими компаниями. Западные фирмы, традиционно передавая все непрофильные функции на аутсорсинг, породили спрос на услуги уборочных компаний.

К 2005 г. общее количество клининговых компаний составило порядка 300; к 2007 г. их суммарный оборот достиг $400 млн. В целом рынок клининга Москвы и Московского региона до мирового финансово - экономического кризиса развивался быстрыми темпами. С наступлением кризиса, по оценкам отдельных участников, в 2009 г. рынок незначительно, но сократился. Уровень рентабельности бизнеса в целом снижался, с 10-15% в 2009 г. до "рекордных" 3-5% в 2010 г. Хотя участники рынка отмечали тенденцию к росту маржинальности со второй половины 2010 г. И достижении среднего уровня в 15% к концу 2012 г.

РБК.research, исходя из годовых оборотов компаний, площади убираемых территорий, количества сотрудников компаний, оценивает объем российского рынка клининга в 2012 г. в 88 - 90 млрд. руб., Москвы: 38 - 40 млрд. руб.

Рис. 1. Объем рынка клининга России и Московского региона в 2012 г.

Источник: данные агентства РБК.research, исследование "Анализ рынка клининга Москвы и Московского региона 2012"

В ТОП-5 клинеров Московского региона в 2012 г. вошли: Ронова, Чистый Свет, ОМС, Премьер Сервис, CleanStar.

Отраслевые аналитики оценивают рынок Facility Services России на уровне 1,5 трлн. руб., из которых порядка 30% приходится на аутсорсинг. Таким образом, доля клининга составляет 20,3% от объема открытого рынка Facility Services.

Наиболее крупный сегмент рынка клининга Москвы - retail. В это определение вошли как торгово-развлекательные центры (ТРЦ), так и объекты розничной торговли, в первую очередь, сетевые. Причем из совокупных 41% на ТРЦ приходится немногим более 25%. Другой крупный сегмент рынка - офисные помещения (15% от общего объема). В совокупности, на два крупнейших сегмента приходится 56% рынка.

Рис. 2. Структура клинингового рынка Москвы по типам недвижимости в 2012 г., % от стоимостного выражения

Источник: данные агентства РБК.research, исследование "Анализ рынка клининга Москвы и Московского региона 2012"

По степени глобализации розничных сетей Москва в Европе уступает только Лондону и Парижу. По данным CBRE, в Москве представлено 40% всех мировых ритейлеров (у мировых лидеров - до 60%). В люксовом сегменте показатель Москвы выше - 72%.

Общее предложение торговых площадей (арендопригодных) в качественных ТЦ Москвы по итогам 1 квартала 2013 года составило 4 414 тыс. кв. м. Обеспеченность качественными торговыми площадями составляет около 383 кв. м GLA (арендопригодная площадь) на 1 000 жителей столицы. Уровень вакантных площадей на 1 квартал 2013 года в Москве составляет 1,5% (в среднем по рынку). В течение года уровень вакантных площадей будет держаться на уровне около 1-1,5%, но по-прежнему, сильно различаться в зависимости от качества ТЦ.

Общий объем рынка качественной офисной недвижимости Москвы по итогам 2 кв. 2013 г. составил 12,8 млн. кв. м. Обеспеченность качественными офисными площадями в Москве - 1,09 кв. м на человека. В 1 полугодии 2013 г. было введено 388 000 кв. м офисных площадей.

По данным GVA Sawyer, уровень вакантных площадей имеет незначительную тенденцию к снижению на 1-1,5 процентных пункта. Средние значения арендных ставок в целом были стабильны, небольшое увеличение арендных ставок наблюдалось в высококлассных объектах с центральным месторасположением. Рост ставок по итогам года не превысит 5%.

Согласно оценкам игроков рынка, в настоящее время клининговыми компаниями обслуживается не более 70% доступных объектов нежилой недвижимости Москвы. По сравнению с регионами показатель значительный, тем не менее, потенциал роста составляет порядка 50% рынка.

Валерий Аракчеев,
старший аналитик агентства РБК.research

Подробнее о рынке клининга в исследовании РБК.research "Анализ рынка клининга Москвы и Московского региона 2012"