Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
5 мая 2015

Российский рынок подсолнечного масла 2015. Прогноз развития до 2016 г.

На протяжении шести лет, с 2006 по 2011 годы, динамика российского экспорта растительного масла выглядела следующим образом. В 2006-2008 гг. объем экспорта составлял примерно 750-800 тыс. тонн в год. Однако из-за наступления мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году динамика экспорта сильно изменилась.

Во-первых, кризис способствовал ослаблению курса рубля по отношению к основным мировым валютам, таким образом, российские товары стали более дешевыми на мировом рынке, что положительным образом повлияло на экспорт. Во-вторых, в период кризиса во многих странах мира, в том числе в Евросоюзе, сильно выросло потребление готовых соусов, поскольку многие домохозяйства в период кризиса были вынуждены отказаться от питания вне дома. Напомним, что для приготовления готовых соусов широко используется растительное масло. Таким образом, данная тенденция также способствовала росту экспорта. Наконец, российские производители дополнительно снизили цены на свою продукцию, стимулировав экспорт.

Исходя из этих факторов, а также большого урожая подсолнечника в 2008 году, Россия в 2009 году смогла значительно нарастить объем производства растительного масла, увеличить экспорт и сократить импорт. В 2009 году объем экспортных поставок растительного масла вырос на 58,2%, в стоимостном выражение в связи с дополнительным снижением цен с 1567 долл. за тонну до 766 долл. за тонну объем экспорта уменьшился по сравнению с 2008 годом на 22,7%.

В 2010 и 2011 годах экспортные поставки в связи с преодолением острой стадии кризиса вернулись к докризисному уровню, цены также начали понемногу расти.

Однако уже с 2012 года начинается новый этап развития рынка экспорта растительного масла из России. За последние три года экспорт растительного масла составлял величину, близкую к 2,6 млн тонн, а в 2014 году данный показатель превысил 3 млн тонн.

Согласно выводам нового исследования РБК.research «Российский рынок подсолнечного масла 2015», такой стремительный рост экспорта был достигнут за счет взрывного роста производства растительного масла в России - прежде всего, подсолнечного, рапсового и соевого масел. При этом подсолнечное масла традиционно употребляется в пищу в России, его используют как домашние хозяйства, так и пищевые предприятия. А вот в случае с рапсовым и соевым маслами ситуация пока другая - существенный рост производства не был обеспечен внутренним спросом, поэтому большая часть произведенной в России продукции идет на экспорт в другие страны.