Розничная торговля алкогольными напитками и пивом составляет около 7,5% в обороте российской розницы (данные Росстат). Данный показатель остается без существенных изменений с 2008 г., когда он снизился ниже отметки в 8 процентов, что было связано с началом экономического кризиса, и с тех пор он остается неизменным.
По данным исследования РБК.research «Российский алкогольный ритейл в 2013-2014 гг. и прогноз на 2015 год», в течение 2012-2014 гг. деятельность алкогольной отрасли в целом и, в частности, розничной торговли алкогольными напитками и пивом определялась следующими факторами:
- усилением государственного регулирования как производства, так продажи алкогольных напитков и пива;
- бурным ростом специализированных торговых сетей по продаже алкогольных напитков, а также пивомаркетов;
- усилением конкуренции с FMCG-сетями, посредством которых реализуется не менее 35% стоимостного объема рынка розничной торговли алкогольными напитками и пивом;
- увеличением доли контрафактной алкогольной продукции на рынке;появлением крупных игроков в сегменте специализированной алкогольной розницы ("Красное & Белое", "Бристоль" и др.).
Активный рост торговых сетей является сегодня одной из главных тенденций продовольственного рынка России. Сети FMCG стали одним из наиболее привлекательных каналов дистрибуции алкогольных напитков: продукция поставщика попадает сразу во все магазины сети, кроме того, формат гипер- и супермаркета интересен с точки зрения высокой проходимости. По оценкам РБК.research, в течение 2012-2014 гг. усилилась тенденция к укрупнению алкогольных сетей, однако некоторые компании, наоборот, сменили статус федеральной сети на региональную.
Однако начавшийся экономический кризис скорректирует в меньшую сторону планы развития как специализированной, так и FMCG-розницы. Ключевым же фактором для торговли алкоголем стало ослабление курса рубля по отношению к доллару и евро, вызвавшее повышение отпускных и, соответственно, розничных цен на алкогольные напитки и пиво, причем как импортного, так и отечественного производства, поскольку зачастую при производстве отечественных товаров используется импортное сырье.