Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
9 сентября 2015

«Глобализация» отечественного общепита

На сегодняшний день российский сетевой рынок общественного питания демонстрирует стабильную динамику развития. Согласно результатам исследования РБК.research «Российский сетевой рынок общественного  питания 2015», за май 2014 года – май 2015 года в стране отрылось свыше 1580 ресторанов, кафе и баров сетевой направленности. Приход крупных глобальных игроков, таких как Pizza Hut, начавшей полномасштабную работу на фуд-кортах столицы, американской сети кафе-кондитерских Great American Cookies, фаст-фуд ресторанов Schlotzsky’s и ряда других игроков вдохнул уверенность в то, что российский рынок остается интересным и перспективным для иностранного бизнеса.

Сегодня глобальные бренды демонстрируют крайне высокую динамику развития в России. За последний год иностранные сети открыли 891 новых ресторанов, кафе и баров по всей стране, расширив свою розницу почти на четверть. В частности, доля сети Sibylla в общей копилке развития выглядит крайне внушительной. Шведский бренд за последний год увеличил число ресторанов быстрого питания с 1445 до 1984, открыв 539 новых точек питания в России. Однако и без сети Sibylla темпы прироста глобальных игроков вызывают удивление. За последний год остальные иностранные сети увеличили свою розницу на 13%, продемонстрировав более быструю динамику развития по сравнению с отечественными игроками. Последнее связано с силой бренда, а также многолетним опытом международных сетей, что сегодня, бесспорно, является конкурентными преимуществами глобальных игроков перед российскими.

Впрочем, и отечественные сети сегодня демонстрируют большой интерес к развитию в сопредельных странах СНГ, Восточной Европы и даже США и Китая. Расширение рынка сбыта за счет выхода в новые страны является довольно понятной и логичной стратегией, которую чаще всего применяют федеральные сети.
Так, «Росинтер» успешно развивает сети «IL Патио» и «Планета Суши» в таких странах, как Казахстан, Латвия, Беларусь, Молдавия, Азербайджан и ряде других стран. «Штолле» присутствует на рынке Украины, Казахстана и Белоруссии.

Действительно, сегодня страны СНГ, обладая огромным потенциалом развития, привлекают внимание отечественных игроков. Однако, с некоторым исключением. В настоящее время как иностранные, так и отечественные ритейлеры пересмотрели свои планы по развитию на Украине. Сокращение доходов населения страны и нестабильная внутриполитическая ситуация, вкупе с военными действиями на востоке страны, существенным образом ударили по ресторанному рынку. Согласно данным 112.ua, вакантность киевских торговых центров лишь за прошлый год выросла с 1,7% до 9%. В 2015 году данный показатель может составить и вовсе 10-15%. Закрытия магазинов fashion-ритейлеров сопровождаются уходом операторов общественного питания. Напомним, что до известных событий Украина была в числе наиболее привлекательных стран, куда стремились прийти и развиваться, например, такие международные бренды, как KFC и Texas Chicken.
В настоящее время отечественные операторы с большими надеждами смотрят на рынок Казахстана. Так, например, за последний год сеть кафе-мороженых «33 пингвина» нарастила свое присутствие в регионе. Если в мае 2014 года в Казахстане бренд был представлен 26 заведениями, то в мае текущего года их число достигло 64. Наряду с отечественными сетями, международные бренды также активно покоряют регион. Так, с момента выхода на рынок Казахстана в конце мая 2012 года Burger King открыл 23 ресторана.

Рынок Белоруссии также сегодня является привлекательным для ресторанных сетей. В частности, в СМИ появилась информация относительно возможного выхода KFC до конца 2015 года на рынок братской республики. До конца 2017 года McDonald’s также планирует расширить там свою розницу, открыв 8 новых ресторанов. Среди отечественных сетей на рынке Белоруссии представлена вышеупомянутая сеть «33 пингвина», демократичный проект «Евразия», пивные рестораны «Кружка» и ряд других ресторанных проектов.

Наряду с выходом на рынки союзных республик, некоторые операторы задумываются о своем развитии на территории Китая и США. Так, в начале 2014 года в СМИ появилась информация о том, что «Теремок» откроет в ближайшее время несколько ресторанов в Нью Йорке. В апреле 2015 года на рынок Великобритании выходит еще один отечественный проект – сеть пироговых «Штолле». В лондонском районе Камдэн уже состоялось открытие кафе Stolle Pies.
Впрочем, несмотря на примеры выходов и развития отечественных сетей на зарубежных рынках, их масштаб пока еще не сопоставим с размахом экспансии отечественных игроков внутри страны.