По данным «Анализа рынка сигарет в странах СНГ», подготовленного BusinesStat в 2015 г., снижение продаж сигарет в странах СНГ происходило в 2011 и 2013-2014 гг. на 2,7-6,8% в год.
Наибольший объем продаж сигарет среди стран СНГ приходился на Россию, доля которой в совокупных продажах в регионе в 2010-2014 гг. колебалась от 61,6% до 64,0%. Второе место по объему продаж сигарет занимала Украина: на долю этой страны в рассматриваемый пятилетний период приходилось 13,0-15,4% общего объема рынка в СНГ.
Снижение продаж сигарет в странах СНГ вызвано снижением продаж в крупнейших странах по численности населения – России и Украине. Снижение продаж в этих странах, в первую очередь, вызвано активной борьбой с курением (запрет на курение в общественных местах, активная социальная реклама, популяризация здорового образа жизни), ростом акцизов на табачную продукцию. С курением также активно борются и в других странах СНГ, например, в Туркменистане, где для физических лиц ужесточены правила ввоза сигарет в страну.
Также на снижение продаж сигарет повлияли и экономические проблемы в ряде стран СНГ. Негативным фактором на рынке является экономический кризис в России и Украине, что оказывает воздействие на ситуацию в других странах СНГ, тесно связанных с российским рынком.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Межгосударственного статистического комитета СНГ, Таможенного союза ЕврАзЭС, статистических органов отдельных стран СНГ.