Благодаря сложившимся экономическим предпосылкам, Россию ожидает расцвет сельского хозяйства и пищевой промышленности - таков рефрен большинства СМИ, экспертов отрасли и официальных лиц. Однако есть и ряд факторов, которые мы называем «вопреки». Проблем в любой отрасли промышленности много, а, помимо двух классических российских бед, сегодня мы постоянно говорим и о третьей - низкая производительность труда. Вина за неэффективный труд лежит не только на предприятиях, но и на специфике рынка труда в целом и пережитках прошлого, которые не позволяют нам нанять правильный персонал по правильной цене. Но, возможно, ситуация меняется?
Компания «Рекадро» провела исследование рынка труда, заработных плат, льгот и компенсаций пищевой промышленности в ЦФО, чтобы ответить на вопрос об эффективности системы материального стимулирования сегодня и ситуации на рынке труда отрасли. В исследовании были рассмотрены 65 компаний из сферы пищевого производства, опрошены специалисты, работающие в отрасли, и произведена оценка рынка труда с помощью анализа специализированных СМИ и интернет-порталов.
Спрос и предложение. Кому в пищевой промышленности работать хорошо?
У производителей продуктов питания та же головная боль, что и у рынка труда России в целом: структурное несоответствие спроса и предложения. Значительный пул экономистов, юристов и менеджеров находится в поиске работы, в то время как запрос на инженерно-технические и рабочие специальности не удовлетворен. Такая ситуация складывается по всем видам производства - и мясо-молочная, и кондитерская, и хлебопекарная, и другие отрасли ищут технологов, инженеров по качеству, операторов производственных линий.
По данным Рекадро, среди отраслевых специалистов самыми востребованными являются инженеры-технологи - 31%, на втором месте главные технологи, на третьем - технолог R&D (разработчик). Чаще всего технологи пищевого производства требуются на производстве хлеба, пива и безалкогольных напитков. Что касается технологов R&D (разработчиков), то они наиболее востребованы на кондитерских, молочных, мясных производствах и на предприятиях, специализирующихся на производстве пищевых ингредиентов.
Среди непроизводственных специальностей наиболее востребованы специалисты сферы продаж, в первую очередь, торговые представители. Отрасль испытывает потребность в мерчендайзерах, бренд-менеджерах.
Отдельного внимания заслуживают бухгалтера и экономисты. Несмотря на большое количество таких кандидатов на рынке труда, спрос на них не удовлетворен: в отрасли востребованы специалисты со знанием международных стандартов финансовой отчетности, владеющие иностранным языком, при этом уровень подготовки и опыт свободных специалистов на рынке не отвечает этим требованиям.
Соотношение кандидатов на одну заявленную вакансию, казалось бы, свидетельствует о достаточном пуле специалистов (самая напряженная ситуация по рабочим позициям):
Напряженность на рынке труда по востребованным специалистам
должность | соотношение количества резюме и вакансий |
бренд-менеджер | 3,54 |
технолог R&D | 7,70 |
технолог | 6,12 |
главный технолог | 10,12 |
торговый представитель | 16,81 |
региональные представители по продажам | 12,63 |
оператор линии | 2,55 |
упаковщик | 1,79 |
мастер | 11,00 |
механик | 14,49 |
наладчик производственного оборудования | 3,88 |
Однако сложность состоит не только в количестве, но и в качестве кандидатов.
Ожидания работодателей
Значительная часть пищевой промышленности России сосредоточена в руках транснациональных корпораций, что обуславливает особые требования к кандидатам, которые отрасль не в состоянии удовлетворить:
- владение иностранным языком,
- знание международных стандартов качества,
- навыки работы на современном оборудовании.
Привлекая рабочий персонал, почти половина предприятий заинтересована в получении готового специалиста с опытом работы не менее года.
Для инженерно-технических специалистов это требование в 95% случаев является обязательным, лишь 5% в штатном расписании приходится на молодых специалистов.
Портрет работника пищевой промышленности
Что же работодателю в ответ предлагает рынок? Ситуация, в целом, аналогична - большинство соискателей имеют значительный опыт работы, что свидетельствует о старении работников отрасли и отсутствии притока новых специалистов. Лишь 1% кандидатов не имеет опыта работы, большинство соискателей обладают опытом более 6 лет и порядка 60 % работников сферы - старше 35 лет.
При значительном опыте работы, соискатели не отвечают требованиям современного рынка: большинство из них знают иностранный язык на базовом уровне, более половины немобильны (не готовы к командировкам, в том числе и к стажировкам для приобретения опыта работы на современном оборудовании).
Соревнование века: гонка зарплат
Уровень заработной платы является одним из важнейших мотиваторов при поиске работы. В борьбе за квалифицированных работников предприятия поднимают планку заработной платы всё выше и выше, однако, соискатели в этом вопросе крайне самоуверенны: в среднем, ожидания кандидатов по заработной плате на 21% выше, чем предложения работодателей. Особенно сильно эта тенденция проявляется по позициям инженер-технолог (разница в 38%), торговый представитель (разница в 30%), мастер производства (26%).
«Вилка» заработных плат также велика: максимум заработной платы по одной позиции может превосходить минимум в несколько раз. По данным исследования Рекадро, рекордсменами среди производственных позиций по этому показателю являются директор по производству (5,73 раза), главный технолог (5,18), инженер по ремонту и эксплуатации оборудования (4,75), подсобный рабочий (4,71), начальник лаборатории (4,62).
Безусловно, на уровень заработной платы влияет множество факторов: уровень компании, функционал и требования к должности, местонахождение компании.
Региональный аспект традиционно демонстрирует наиболее высокий уровень заработных плат по г.Москва и Московской области, самые слабые позиции у Костромской, Курской, Орловской и Брянской областей.
Исследование также показало, что работодатели стремятся пользоваться таким инструментом мотивации, как структура заработной платы: менее половины из них практикуют выплату фиксированного бонуса, но 72% предлагают своим сотрудникам нефиксированную премию, которая в 89% случаев зависит от индивидуальных результатов работы.
На волнующий всех вопрос, вырастет ли заработная плата в 2014 году, сегодня можно ответить: предприятия повышают уровень заработной платы, но работники этого практически не заметят - по данным Рекадро, средний уровень индексации заработной платы по предприятиям пищевой промышленности в этом году не превысит уровень инфляции прошлого года.
Льготы и компенсации: эффективный инструмент управления
Помимо заработной платы, помогает повысить вовлеченность и лояльность персонала система льгот и компенсаций. Затраты на льготы с каждым годом растут, предприятия ищут новые возможности удержания персонала. Среди наиболее популярных льгот на предприятиях пищевой промышленности мы встречаем традиционные: организация питания, предоставление возможностей обучения и роста, доставка.
Большинство работодателей предлагает своим сотрудникам скидки на продукцию компании, добровольное медицинское страхование, материальную помощь и компенсацию расходов на связь. Среди непопулярных льгот - программы пенсионного страхования, льготное кредитование сотрудников, ДМС членам семьи работника, спортивные мероприятия.
Большинство льгот предоставляется работникам неравномерно и зависит от уровня позиции, ее значимости в структуре компании, производственной необходимости льготы.
В целом, компенсационный пакет предприятий пищевой промышленности не отличается новизной и находится в общем тренде рынка труда.
Пусть сотрудники производят вкусно и выгодно
Лояльный, вовлеченный и довольный персонал работает лучше - это знают все. Все знают, что высокая заработная плата вызывает искорку в глазах кандидата. Но станет ли он хорошим сотрудником, если мы посадим его на самую верхнюю строчку таблицы заработных плат?
Универсального ответа и идеального решения нет. В работе с персоналом сегодня компаниям необходимо учесть ряд важных трендов:
- старение инженерно-технического персонала провоцирует дальнейший рост дефицита кадров и гонку зарплат;
Принимайте на работу молодых сотрудников и компенсируйте затраты на обучение меньшим уровнем заработной платы в сравнении с расходами на оплату труда опытных специалистов. Уже сейчас крупные пищевые предприятия решают проблему дефицита квалифицированных кадров путем налаживания контактов с профильными учебными заведениями, одним из эффективных решений в этом направлении является целевая контрактная подготовка.
- экономико-политические явления и рост производства обуславливают увеличение активности работодателей - учитывая статистику изменений и текущее состояние рынка труда, возможно увеличение активности работодателей на 50%-60%, по сравнению с прошлым годом;
Удерживайте персонал предоставлением уникальных льгот, привязывающих работника к компании (льготное кредитование, пенсионные программы, программы для семьи работника).
- несмотря на общую тенденцию рынка, в перспективе отрасли ожидается рост заработных плат и повышение динамики рынка труда;
Приобретите исследование рынка труда или примите участие в исследовании на бесплатной основе, отследите изменения на рынке и проведите оценку системы мотивации компании. При планировании изменений в системе оплаты труда учитывайте не только отраслевой и региональный срез, но и востребованность отдельных позиций на рынке.
- повышение активности предприятий на рынке труда вызовет необходимость усиления работы с брендом компании как работодателя.
Проведите оценку эффективности инструментов HR-бренда и скорректируйте внутреннюю и внешнюю кадровую политику, установив четкие и амбициозные цели и KPI для службы управления персоналом. Наймите маркетолога в HR или обратитесь в аутсорсинговую компанию.
За дополнительными комментариями по результатам исследования обращайтесь в компанию «Рекадро».
Евгения Максимова,
Директор по развитию «Рекадро»,