Главной новостью прошедшего отчетного периода стала покупка двух заводов «Урса» компанией «ТехноНИКОЛЬ». Оба предприятия вошли в структуру холдинга в сентябре 2023 года после приобретения активов «УРСА Евразия». Сразу после этого события объем отгрузок стекловаты, по сообщениям пресс-службы, вырос почти на 12%. При этом общий прирост производства стекловаты в стране, по итогам исследования ABARUS Market Research, составил 6% в 2023 году.
До недавнего времени все ждали появления на этом рынке нового игрока, который построит новый завод. Ожидания подогревались тем фактом, что в производстве стекловаты участвует ограниченное количество брендов. Наличие всего трех торговых марок (причем все три – иностранные) для столь обширного рынка казалось недостаточным. В крайнем случае допускалось, что произойдет запуск дополнительных производственных линий на уже работающих предприятиях, модернизация производства и т.д.
В 2022 году обострились риски утраты иностранных активов, а такие события обычно влияют на развитие рынка в негативном ключе. В итоге все обошлось сменой собственника, и вместо строительства собственного завода, которое планировалось в течение нескольких последних лет, «ТехноНИКОЛЬ» получает в управление две готовых производственных площадки с известным дизайном и налаженной сбытовой сетью.
Оба завода довольно крупные, но «ТехноНИКОЛЬ» может еще больше увеличить их мощности. В 2024 году холдинг уже начал масштабную модернизацию завода в городе Серпухов Московской области, в который планируется вложить 4 млрд. руб. В перечне новшеств фигурирует в том числе и стекловаренная печь. Как сообщается, благодаря модернизации мощности предприятия возрастут. Не исключено, что укрупнение коснется и завода в г. Чудово (Новгородская область).
Главное преимущество нового собственника – выпуск всех видов теплоизоляционных изделий, и стекловата удачно впишется в комбинированные решения. Компания планирует выпускать новые продукты для навесных фасадных систем, где в качестве верхнего слоя используется каменная вата, а нижнего – стекловолокно. Такое решение позволит снизить стоимость проекта и повысить доступность системы. На российском рынке подобного еще не было.
Холдинг намерен расширять линейку теплоизоляции на основе стекловолокна. Скоро появятся фольгированные материалы, техническая изоляция и акустические системы. Группа планирует развивать собственный бренд на рынке стекловаты, при этом в ближайшие 2-3 года использование товарного знака Ursa сохранится. Кроме того, компания практикует отгрузки строительных материалов в комплексе. Теперь разные утеплители поставляются вместе с гидро- и ветрозащитными пленками, также произведенными на заводах холдинга.
Высокая продуктивность лидера рынка, скорее всего, приведет к тому, что двум другим игрокам – Knauf Insulation и Isover (Saint Gobain) – придется потесниться. Имеющиеся мощности по производству стекловаты в РФ будут полностью исчерпаны, когда производство приблизится к 18 млн куб. м. Но вероятность достижения такого уровня выпуска до 2027 года крайне низка, в лучшем случае это произойдет к 2030 году. И только после 2030 года, если рыночные условия будут благоприятными, остальные производители смогут увеличить производственные мощности. Именно к этому времени более-менее сможет восстановиться былая экспортная активность, которая сейчас, в условиях санкций, находится на низком уровне.