Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 10 июля 2024
Светлана Сипарова

Ценовая политика Mark Formelle на 2024 год будет радовать наших клиентов, а для нас являться инструментом достижения долгосрочных финансовых результатов, а не извлечения сиюминутной прибыли

Учредитель группы компаний Mark Formelle специально для исследования рынка одежного ретейла 2024

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

 Прошедший год оказался удачным: выросли объемы производства, мы добились увеличения онлайн- и оффлайн-продаж, смогли расширить розничную сеть в странах присутствия бренда, установили мировой рекорд, создав самую большую мозаику из носков в Москве, выпустили несколько флагманских коллекций с инфлюенсерами. Нам удалось через выпускаемые капсулы и проекты поднять такие социально значимые темы, как трепетное отношение к своему здоровью, поддержка юных талантов, любовь к себе и многие другие. Для нас важно развиваться успешно не только экономически, но и социально, в 2023 году мы справились с поставленной задачей.

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Заметно ли перераспределение спроса в сторону низкого ценового сегмента?

 Бизнес-порталы и аналитические ресурсы говорят о том, что в 2023 году структура спроса на fashion-рынке была определена процессами инфляции, а также низким ростом доходов потребителей, который был ниже инфляции. По аналогичным статистическим данным отмечается, что большая часть россиян оценила свое финансовое положение как низкое. Казалось бы, это должно свидетельствовать о снижении потребительского спроса и ориентации на низкий ценовой сегмент. Мы же не можем согласиться с данными выводами. Люди делают акцент на покупке качественных вещей из натуральных материалов, которые прослужат несколько сезонов и сохранят свою актуальность. В данном случае вопрос цены не является первостепенным. На российском рынке высокий уровень конкуренции, от Low End сегмента, до люкса и каждый из них продолжает находить свою целевую аудиторию. Единственное — акцент смещается в сторону «разумного потребления». 

 Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция в 2023 году? Как менялись цены в вашей сети? Какую ценовую политику планируете применять в 2024 году?

 Наша компания присутствует на рынках с разной волатильностью местных валют. Команда знакома со всеми аспектами маржинальной торговли (риски, выбор стратегии, гибкое управление). Мы не принимаем решения под действием «порывов» даже в условиях высокой волатильности рынка. Именно поэтому влияние на маржинальность было минимальным. В итоге результат LFL с положительной динамикой как год к году, так и к бюджету.

Работа с ценой — это всего лишь технология, которую стоит соблюдать. Но при условии, что она понятна, конечно. Для того, чтобы понимать, что происходит, нужно хорошо знать своего клиента. Необходим постоянный мониторинг цен и анализ ситуации на рынке в целом. Чтобы применить ту или иную ценовую политику, необходимо изучить диапазон цен каждого товара и понимать общие тенденции на рынке во всех странах нашего присутствия. 

Приоткроем завесу тайны: ценовая политика Mark Formelle на 2024 год будет радовать наших клиентов, а для нас являться инструментом достижения долгосрочных финансовых результатов, а не извлечения сиюминутной прибыли.

 Как санкции, финансовые и логистические ограничения повлияли на бизнес? Как они сказались на поставках, возможностях оплаты подрядчикам и логистике? Удалось ли в полной мере преодолеть возникшие сложности?

 Любые ограничения и изменения прямо сказываются на деятельности бизнеса. Это касается не только заказчика, но и всех участников цепочки поставок. Изменения можно расценивать как проблемы, а можно - как шанс к изменению и поиску нового логистического решения. Единственный вопрос — кто найдет это решение быстрее других?

Основным поставщиком сырья для нас была Турция, поэтому после введения санкций мы сразу же столкнулись со сложностями, вплоть до полной остановки поставок. За 2 недели нам удалось перестроить логистику, и поставки возобновились. Это стало решением текущей проблемы и большим сигналом к грядущим изменениям. 

В настоящее время логистические пути проходят через такие страны как Турция, страны СНГ, страны Ближнего Востока и Азии, некоторые страны ЕС. Мы смогли перестроиться и организовать новые логистические процессы.

Что касается транспортной логистики — теперь большое внимание уделяется построению маршрута и его различным комбинациям. Рассматриваются не только доставки морем, но и железнодорожным транспортом, автоперевозки, авиа.

Рассчитывается оптимальный способ доставки с минимальными рисками, учитывая транзитные страны, через которые планируется движение груза, таможенные посты, проходимость пограничных переходов. Это позволяет быстро реагировать на мировые изменения и быть мобильными.

Наличие собственных складов на территории Республики Беларусь, Российской Федерации, Казахстана и Узбекистана также позволяет максимально быстро реагировать на конъюнктуру внешнего рынка и оперативно перестраивать логистические цепочки с минимальными временными потерями. 

 Используете ли вы возможности параллельного импорта в производстве или для пополнения ассортимента? Как оцениваете работу данного механизма?

 Конечно нет.

 Как изменилась конкурентная среда после ухода с рынка иностранных ретейлеров? Воспользовалась ли ваша компания появившимися возможностями (например, запустив новую категорию, новый бренд, новую линейку)? Остаются ли свободные ниши в 2024 году?

 После ухода зарубежных fashion-брендов Mark Formelle активно расширяет свое присутствие на всех ключевых рынках. В России торговая сеть приросла на треть и теперь насчитывает 95 магазинов, в Беларуси — 181 объект. Сейчас бренд представлен 330+ точками продаж. Не останавливается и расширение сети в других странах присутствия бренда — Казахстане, Грузии, Армении, Узбекистане.

 Заметно ли снижение трафика в торговых центрах? Изменился ли ваш подход к выбору локаций для новых открытий? Как бы вы охарактеризовали стратегию развития вашей розничной сети?

 Снижение трафика наблюдается, однако его нельзя назвать критичным.  Онлайн-шопинг становится все более и более популярным. Подход с нашей стороны изменился лишь в том, что мы стали еще более аккуратно подходить к выбору локаций. Но мы по-прежнему считаем важным расширять географию присутствия бренда с точки зрения магазинов розничной торговли.

 Как вы оцениваете перспективы расширения сети? Какие регионы рассматриваете?

 Уверены, что у нас и дальше получится успешно открывать новые магазины бренда. В 2024 году мы продолжим расширение сети. В планах — запуск еще 66 магазинов, из которых 42 объекта откроются в России, а 12 — в Беларуси. Будем также уделять внимание работе на рынке Средней Азии, открывая новые магазины на территории Казахстана и Узбекистана. Планируются открытия в Азербайджане, Кыргызстане.

 Как изменилась маркетинговая политика вашей компании за последний год? Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами сейчас делаете ставку (особенно в условиях блокировки иностранных соцсетей)?

 Мы работаем на 4 страны, поэтому используем совершенно разные маркетинговые инструменты для достижения своих целей. В первую очередь, конечно, внимание уделяется исследованию рынка и самому продукту. Mark Formelle — это всегда про качество. Мы предлагаем то, что выбираем сами. А уже дальше в игру вступают инструменты, нацеленные на продвижение: социальные сети, СМИ, инфлюенс-маркетинг, работа с искусственным интеллектом, коллаборации с теми, кто разделяет нашу философию — все это неотъемлемая часть нашей стратегии. По-прежнему мы не исключаем и аудиовизуальные средства рекламы, так как наша аудитория очень разнообразна и не ограничивается узким возрастным цензом.

 Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?

 Да, «кадровый голод» не обошел стороной и нашу компанию во всех сферах деятельности: производство, розница, бэк-офис. Для решения этой проблемы мы выработали следующую стратегию:

1. Сотрудничаем с колледжами и ВУЗами по предоставлению мест для прохождения практики, стажировки и последующего трудоустройства на отработку для молодых специалистов. Такие программы — не просто приток талантливой и активной молодежи, но и альтернативный канал поиска молодых сотрудников, которые действительно близки компании по духу и ценностям.

2. Расширяем границы найма. Мы принимаем сотрудников с различными ожиданиями на трудоустройство: от студентов на летний период до пенсионеров на подработку, предлагаем гибкий график, различные варианты частичной занятости. Также мы расширяем внутренние бенефиты для сотрудников, чтобы они чувствовали заботу и поддержку со стороны компании.

3. Внедряем инструменты автоматизации и роботизации процессов. Мы уже работаем над созданием HR-бота для улучшения адаптации и сокращения текучки персонала. Также пользуемся сервисом бота-подбора из базы резюме, который по заданным критериям приглашает к нам соискателей, находящихся в активном поиске работы. Мы используем платформы для сбора обратной связи, exit-интервью и внутренних опросов, которые в автономном режиме собирают и анализируют полученную информацию.

 Работаете ли вы по франчайзинговой модели, и если да, то наблюдаете ли интерес со стороны потенциальных партнеров?

 Да, на данный момент открыто более 50 франчайзинговых магазинов по всему миру. Это актуальное направление для тех, кто хочет начать бизнес в ретейле с минимальными рисками. Партнерство с Mark Formelle — это прекрасная возможность зайти на fashion-рынок с актуальным товаром. Это атмосфера абсолютной поддержки и финансового процветания. Франчайзинговая модель ведения бизнеса Mark Formelle уже доказала свою эффективность, мы обладаем колоссальным опытом в розничной торговле и оказываем поддержку на всех этапах ведения бизнеса.

 Какова доля и динамика онлайн-продаж? Как планируете развивать данное направление? Сотрудничаете ли с маркетплейсами и, если нет, то собираетесь ли? Наблюдаются ли различия в спросе в онлайн-канале в разных регионах?

 Работать с онлайн-продажами мы начали достаточно давно — в 2008 году. С того времени сайт markformelle.com существовал уже не только как электронная витрина, но и как полноценный канал е-ком. При этом, конечно, приоритет всегда отдавался оффлайн-торговле и расширению собственной розничной сети.

В 2019 году мы начали выходить на крупные маркетплейсты, а пандемия значительно изменила структуру наших каналов продаж и ускорила темпы развития интернет-торговли. Так, например, к 2019 году доля онлайн продаж Mark Formelle составляла около 5%, а в 2023 году наши онлайн продажи выросли до 20%. Сейчас мы делаем ставку на маркетплейсы, значительная доля производственных и человеческих ресурсов выделена именно для развития этого направления.

В ассортименте производимой продукции имеются модели и даже отдельные коллекции для реализации через маркетплейсы, мы активно участвуем в специальных проектах и коллаборациях с ними. Так, например, в прошлом году к акции Lamoda «Розовый октябрь», посвященной информированию о раке молочной железы, мы выпустили особую модель — инклюзивный бюстгальтер с конструкцией для вкладышей и протезов. А в рамках работы с Wildberries значительно расширили нашу коллекцию льняной одежды, которая из года в год неизменно «хитует» на маркетплейсе.

Все наши усилия не проходят даром: за 2023 год более 200 тыс. покупателей отметили Mark Formelle как «любимый бренд», мы вошли в топ-10 поставщиков у Lamoda и топ-50 — у Wildberries, также активно начали сотрудничать с Ozon.

Но на достигнутом останавливаться не планируем — готовим новые интересные проекты на 2024 год и, конечно, ждем роста продаж.

 Какие технологии ваша компания использует для улучшения опыта покупателей и оптимизации бизнес-процессов? Есть ли планы по внедрению новых технологических решений в будущем?

 В компании реализовывается программа лояльности, где пользователи смогут накапливать бонусы и тратить на последующие покупки. Реализацию начали с РФ, постепенно программа лояльности расширится на другие регионы присутствия компании.

 На каких направлениях деятельности сфокусируетесь в 2024 году? Планируете ли расширять географию и развивать новые форматы торговли? Намерены ли корректировать ассортиментную и ценовую политику в ближайший год? Рассматриваете ли возможность выхода в новые товарные ниши?

 В 2024 году мы продолжим расширение сети. Важная часть развития бренда — открытие собственных фабрик с инновационным контролем на каждом этапе производства. На данный момент у нас 16 собственных фабрик на территории Беларуси, 3 в Узбекистане и 1 по производству текстильных полотен в Турции. В 2024 году мы откроем еще минимум 3 производства, что позволит выпускать больше изделий высокого качества (на текущий момент наша производительная мощность — более 31 миллиона изделий в год) и обеспечить большее количество граждан рабочими местами, что немаловажно. 

Говоря о ценовой политике, мы планируем оставаться доступным брендом, который за приемлемую цену предлагает стильные и актуальные модели хорошего качества. В 2023 году одной из самых популярных концепций стала линейка #ArtUWear, которая дорога и нам. В ДНК бренда заложена сильная любовь и поддержка искусства во всех его проявлениях. Поэтому мы будем радовать поклонников бренда в следующем году такими дропами ежемесячно. Среди девушек большим спросом пользовалась одежда из коллаборации с Ляйсан Утяшевой. Мы это оценили и планируем продолжать сотрудничать с инфлюенсерами. Мы считаем это очень интересным и перспективным направлением и выбираем тех, кто разделяет философию бренда Mark Formelle. Для тех, кто особенно ценит комфорт и высокое качество, мы разработали коллекцию Premium Base, которая будет обновляться круглый год. 

Резюмируя, хочется отметить, что среди наших целей на год ведущая позиция всегда будет отдана поддержанию и улучшению качества изделий, креативу и заботе о нашем покупателе.