По данным «Анализа рынка электродвигателей в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, их продажи в стране в 2022 г упали почти на 25% и составили 29,4 млн шт. Важнейшим дестабилизирующим фактором выступил дефицит импортной продукции, преобладающей на рынке.
Страны ЕС, Великобритания, Япония и Швейцария ограничили поставки электрических машин и оборудования в Россию, в том числе электродвигателей и генераторов постоянного тока. Поддержали их и крупнейшие зарубежные производители электротехники: ABB, Schneider Electric и Siemens. Параллельный импорт стал лазейкой, позволившей частично восстановить поставки, но цены на продукцию и сроки доставки существенно возросли. Сочетание дефицита импортной продукции, недостатка компонентов для налаживания собственного производства внутри страны и снижения платежеспособности потребителей стало «идеальным штормом» для рынка.
В предшествующие годы продажи электродвигателей на российском рынке были нестабильными. Так, в 2019 г продажи выросли на 1,8% в ответ на рост спроса со стороны основных потребляющих отраслей: электротехники, машино- и автомобилестроения, нефтедобычи, судостроения.
В 2020 г объемы реализации электродвигателей снизились на 2,6%. Основной причиной этому послужил пандемийный локдаун, когда часть российских компаний находилась в вынужденном простое, в связи с чем сократился спрос на двигатели. Кроме того, в период пандемии из-за закрытых границ был затруднен импорт продукции, что негативно отразилось на ассортименте.
В 2021 г продажи электродвигателей активно восстанавливались и по итогам года увеличились на 14,6%, что было обусловлено необходимостью замены давно функционирующих и выходящих из строя электродвигателей, ранее отложенной из-за кризисных явлений предыдущих лет. Увеличение продаж электродвигателей произошло в основном благодаря росту в категории электродвигателей мощностью не более 37,5 вт, прочих электродвигателей и генераторов постоянного тока – устройств, которые наиболее распространены в повседневной жизни и часто выходят из строя.