Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 3 апреля 2023

За 2018-2022 гг оборот розничной торговли продовольственными товарами в Казахстане вырос на 81% и достиг 5,5 трлн тенге.

Росту оборота способствовало как наращивание количества торговых объектов, так и существенное подорожание товаров.

По данным «Анализа рынка розничной торговли продовольственными товарами в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2022 гг ее оборот в стране ежегодно увеличивался и по итогам 2022 г составил 5,5 трлн тенге, что на 81,3% больше, чем в 2018 г. Росту оборота способствовало как наращивание количества торговых объектов, так и существенное подорожание товаров. В связи с ослаблением тенге и введением жестких государственных мер по регулированию цен казахстанские производители более охотно реализовывали продукцию за границей, а на внутреннем рынке ее замещали импортные товары, преимущественно из России, что стимулировало рост цен. Еще одним важным фактором подорожания потребительских товаров являлось то, что в Казахстане не развита торговая кооперация и система оптово-распределительных центров, и основной объем товаров реализуется через большое количество посредников, каждый из которых устанавливает наценку.

Максимальный прирост оборота розничной торговли продовольственными товарами наблюдался в 2021 г и составил 18,9% к уровню предыдущего года. Главным драйвером увеличения оборота стал резкий рост цен, вылившийся в массовые протесты и беспорядки в стране в январе 2022 г. Наименьший прирост отмечен в 2022 г – на 12,8% по сравнению с 2021 г. В условии геополитического кризиса произошло сокращение реальных располагаемых доходов населения, что привело к снижению покупательского спроса. В результате казахстанцы оказались более склонны к экономии и отказу от необязательных трат. Так, сократился физический объем покупок алкогольной и табачной продукции, а рост оборота розничной торговли был обеспечен высокой инфляцией и ажиотажными закупками продуктов питания в начале года на фоне новостей об эскалации российско-украинского конфликта.

По итогам 2022 г на продукты питания приходилось 88,9% оборота торговли продовольственными товарами, на алкогольные напитки – 7,8%, табачные изделия – 3,3%.

Ожидается, что в ближайшие годы оборот розничной торговли продовольственными товарами в Казахстане будет демонстрировать положительную динамику. Однако темпы прироста показателя будут ниже, чем в ретроспективном периоде вследствие государственной политики сдерживания цен и стагнации доходов населения. Несмотря на то, что с 2023 г планируется ослабить контроль путем оказания адресной социальной помощи нуждающимся гражданам, вероятно, правительство продолжит вести ценовой мониторинг и не допустит более высокой инфляции, чем в 2022 г.

BusinesStat Анализ розничной торговли продовольственными товарами в Казахстане в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг 90 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще