Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 30 марта 2023

Отечественный рынок геомембран: итоги 2022 года

Как развивался российский рынок геомембран в 2022 году и что ждет его в перспективе следующих лет?

Геомембраны являются одним из относительно небольших сегментов российского рынка геосинтетических материалов, что обусловлено их более узкими функциональными свойствами.

В настоящее время в России спрос на геомембраны со стороны основных отраслей-потребителей (дорожное строительство, нефтегаз, гидротехническое строительство, полигоны ТБО и ПО и пр.) удовлетворяется за счет отечественной продукции, доля которой составляет более 94% от совокупного объема рынка. Экспорт же развит достаточно слабо: его доля в общем объеме производства, по оценке рабочей группы SmartConsult, по итогам 2022 года не превысила и 6%. Тем не менее поставки российских геомембран на зарубежные рынки сбыта планомерно увеличиваются: совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) в ретроспективе последних восьми лет составил 11,1% в натуральном выражении. Ключевые направления — преимущественно страны ЕАЭС.

Что касается национального производства геомембран, то в период 2014-2022 гг. показатель характеризовался позитивной динамикой. Данный факт, прежде всего, был обусловлен растущим спросом на геосинтетические материалы в целом, а также резким увеличением цен на зарубежную продукцию на фоне падения курса рубля в 2014-2015 гг. Как результат — российские компании нарастили производственные мощности, существенно расширили ассортимент продукции и улучшили качество геомембран при сохранении конкурентоспособной цены в сравнении с импортными аналогами.

Так, по оценке генерального директора ГК GeoSM Виктора Степановича Парекко, объем национального производства геомембран в 2022 году составил около 40 тыс. тонн (~30,8 млн кв. м). При этом эксперт отмечает, что развитие российского выпуска в настоящее время необходимо, в том числе и для заполнения освободившейся ниши — с рынка ушли материалы таких популярных брендов, как Carbofol, Solmax, Unifol, которые хоть и не занимали большой объем рынка, однако, благодаря своим уникальным техническим характеристикам применялись на более сложных объектах. Сейчас количество переходит в качество: помимо открытия новых линий производства, много средств вкладывается в исследования, направленные на совершенствования технологий изготовления геомембран. Российские компании стремятся к тому, чтобы их продукция соответствовала ушедшим зарубежным аналогам.

Важно отметить, что, по другим оценкам представителей отрасли, совокупный объем выпуска геомембран различного назначения за тот же период достиг приблизительно 72,8 млн кв. м. Столь разительное отличие в оценках объясняется тем, что сегодня в России отсутствует официальная статистика о производстве геосинтетических материалов.

На сегодняшний день на отечественном рынке представлено порядка 30 компаний, заявляющих о возможностях выпуска геомембран, но лишь немногие из них занимают значительные доли. Кроме того, отрасль характеризуется наличием существенного количества поставщиков, реализующих импортную продукцию и продукцию крупных российских производителей. Необходимо отметить, что часть дистрибьюторов, не имея собственных мощностей по выпуску или имея опытные установки, позиционирует себя и в качестве производителей.

Так, на долю лидеров приходится около 71,9% совокупного российского рынка геомембран в натуральном выражении и практически столько же объема внутреннего выпуска. Среди ведущих производителей геомембран, представленных на российском рынке, можно выделить ООО «Завод Лоджикруф» (ГК «ТЕХНОНИКОЛЬ»), ЗАО «ТехПолимер», ООО «ТеМа Норд», ООО «ПромГеоПласт», ГК GeoSM и др.

Таким образом, согласно оценке «Смарт Консалт», российский рынок геомембран в ближайшей перспективе ожидает интенсивный рост. Как результат, к 2027 году объем рынка составит около 101 млн кв м. Такая позитивная динамика будет обусловлена повсеместным распространением геосинтетических материалов, наращиванием позитивного опыта их применения в российских реалиях, увеличением объема внутреннего предложения и повышением уровня информированности потенциальных потребителей об особенностях и преимуществах геомембран.

SmartConsult Анализ российского рынка геомембран 40 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 10 апреля 2024 РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2023 Опрос, проведенный «РБК Исследованиями рынков» в августе 2023 года среди 3700 россиян в возрасте 18-54, зафиксировал изменения позиций четырех крупнейших игроков рынка фаст-фуда в рейтинге наиболее популярных сетей

Сеть «Вкусно — и точка» смогла органично занять нишу McDonald's на рынке. За первую половину 2023 года рестораны сети посетили 59,7% россиян в возрасте 18-54 лет (опрашивались жители городов России, с численностью населения свыше 100 тыс. человек). По данному показателю компания пока уступает KFC и Burger King, но аудитория «Вкусно — и точка» является более лояльной, и по доле постоянных посетителей преемник McDonald's занимает первое место в рейтинге. В июле 2023 года 44,3% респондентов ответили, что обычно посещают рестораны «Вкусно — и точка». Хотя это меньше, чем было у McDonald's в 2021 году (50,9%), однако учитывая темпы расширения сети, можно полагать, что в ближайшие годы показатели ушедшей с рынка американской сети будут достигнуты.

Показать еще