Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 30 марта 2023

Отечественный рынок геомембран: итоги 2022 года

Как развивался российский рынок геомембран в 2022 году и что ждет его в перспективе следующих лет?

Геомембраны являются одним из относительно небольших сегментов российского рынка геосинтетических материалов, что обусловлено их более узкими функциональными свойствами.

В настоящее время в России спрос на геомембраны со стороны основных отраслей-потребителей (дорожное строительство, нефтегаз, гидротехническое строительство, полигоны ТБО и ПО и пр.) удовлетворяется за счет отечественной продукции, доля которой составляет более 94% от совокупного объема рынка. Экспорт же развит достаточно слабо: его доля в общем объеме производства, по оценке рабочей группы SmartConsult, по итогам 2022 года не превысила и 6%. Тем не менее поставки российских геомембран на зарубежные рынки сбыта планомерно увеличиваются: совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) в ретроспективе последних восьми лет составил 11,1% в натуральном выражении. Ключевые направления — преимущественно страны ЕАЭС.

Что касается национального производства геомембран, то в период 2014-2022 гг. показатель характеризовался позитивной динамикой. Данный факт, прежде всего, был обусловлен растущим спросом на геосинтетические материалы в целом, а также резким увеличением цен на зарубежную продукцию на фоне падения курса рубля в 2014-2015 гг. Как результат — российские компании нарастили производственные мощности, существенно расширили ассортимент продукции и улучшили качество геомембран при сохранении конкурентоспособной цены в сравнении с импортными аналогами.

Так, по оценке генерального директора ГК GeoSM Виктора Степановича Парекко, объем национального производства геомембран в 2022 году составил около 40 тыс. тонн (~30,8 млн кв. м). При этом эксперт отмечает, что развитие российского выпуска в настоящее время необходимо, в том числе и для заполнения освободившейся ниши — с рынка ушли материалы таких популярных брендов, как Carbofol, Solmax, Unifol, которые хоть и не занимали большой объем рынка, однако, благодаря своим уникальным техническим характеристикам применялись на более сложных объектах. Сейчас количество переходит в качество: помимо открытия новых линий производства, много средств вкладывается в исследования, направленные на совершенствования технологий изготовления геомембран. Российские компании стремятся к тому, чтобы их продукция соответствовала ушедшим зарубежным аналогам.

Важно отметить, что, по другим оценкам представителей отрасли, совокупный объем выпуска геомембран различного назначения за тот же период достиг приблизительно 72,8 млн кв. м. Столь разительное отличие в оценках объясняется тем, что сегодня в России отсутствует официальная статистика о производстве геосинтетических материалов.

На сегодняшний день на отечественном рынке представлено порядка 30 компаний, заявляющих о возможностях выпуска геомембран, но лишь немногие из них занимают значительные доли. Кроме того, отрасль характеризуется наличием существенного количества поставщиков, реализующих импортную продукцию и продукцию крупных российских производителей. Необходимо отметить, что часть дистрибьюторов, не имея собственных мощностей по выпуску или имея опытные установки, позиционирует себя и в качестве производителей.

Так, на долю лидеров приходится около 71,9% совокупного российского рынка геомембран в натуральном выражении и практически столько же объема внутреннего выпуска. Среди ведущих производителей геомембран, представленных на российском рынке, можно выделить ООО «Завод Лоджикруф» (ГК «ТЕХНОНИКОЛЬ»), ЗАО «ТехПолимер», ООО «ТеМа Норд», ООО «ПромГеоПласт», ГК GeoSM и др.

Таким образом, согласно оценке «Смарт Консалт», российский рынок геомембран в ближайшей перспективе ожидает интенсивный рост. Как результат, к 2027 году объем рынка составит около 101 млн кв м. Такая позитивная динамика будет обусловлена повсеместным распространением геосинтетических материалов, наращиванием позитивного опыта их применения в российских реалиях, увеличением объема внутреннего предложения и повышением уровня информированности потенциальных потребителей об особенностях и преимуществах геомембран.

SmartConsult Анализ российского рынка геомембран 40 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще