Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 9 февраля 2023

Влияние санкций на экспорт калийных удобрения вз РФ в 2022 году

Еще в 2021 году драйвером роста мировых цен на калийные удобрения, помимо высокого спроса и ограниченного предложения, стала неопределенность, связанная с введением США санкций в отношении белорусского производителя хлорида калия – «Беларуськалия».

Вступление санкций в силу ожидалось в декабре 2021 года. Так как санкции не затрагивали компанию-экспортера удобрений – «Белорусскую калийную компанию», «Беларуськалий» все еще имел возможность поставлять свою продукцию на иностранные рынки. Однако, на рынке опасались, что в конечном итоге санкции ограничат экспорт калия из Беларуси, где производится каждая пятая тонна удобрения в мире. Основная опасность заключалась в том, что Беларусь не имеет выхода к морю и большую часть своей продукции поставляет через литовский порт Клайпеда. Так, в 2020 году через Литву было продано 11 из 12 млн тонн хлористого калия, произведенного в Беларуси. В случае введения санкций в отношении «БКК» создавалась опасность отказа Литвы от транзита белорусского калия через свою территорию.

В конце 2021 года и начале 2022 года опасения о прекращении поставок удобрений из Беларуси стали реализовываться. Так, в декабре США объявили, что с 4 апреля в санкционный список попадает «БКК», чем создали риски для европейских компаний, работающих с белорусским экспортером. В связи с объявлением новых санкций США европейские партнеры стали отказываться от сотрудничества с «БКК». Так, в январе о прекращении закупок калия из Беларуси объявил крупный норвежский производитель комплексных удобрений – компания Yara, приобретавший около 1,5 млн тонн ежегодно. 1 февраля о приостановке транзита через свою территорию объявили в Литве, что фактически отрезало белорусского производителя от экспорта. Сложность для экспортера создавало и то, что факт нахождения в санкционном списке ограничивает возможность компании рассчитываться в долларах и евро.

Столь жесткие санкции в отношении одного из крупнейших производителей калия в мире создавали благоприятные условия для других ключевых игроков рынка, в частности, для российского «Уралкалия». Однако после признания Россией независимости ДНР и ЛНР 22 февраля и объявления о начале спецоперации на Украине 24 февраля, Россия также столкнулась с масштабным санкционным давлением. Так, 24 февраля Президент США Джо Байден объявил о первых санкциях в отношении России, которые ограничивали экспорт и импорт товаров из страны. Об ограничениях тор-говли минеральными удобрениями в заявлении не говорилось, однако опасаясь вторичных санкций со стороны США, с 1 марта три крупнейших морских контейнерных перевозчика – швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk и французская CMA CGM – остановили перевозку грузов из России. Потребители из Европы также пытались снизить риски вторичных санкций со стороны США, приостанавливая закупки российских удобрений. В частности, с 11 марта закупки российской продукции прекратила компания Yara.

Чтобы избежать простоя грузов в условиях отказа от их перевозок, 10 марта на совещании Президента РФ с членами правительства было принято решение о временном ограничении поставок удобрений на внешние рынки. Мировые цены на калийные удобрения отреагировали на санкции в отношении России и Беларуси стремительным ростом: с января по март цена на хлористый калий на бирже Ванкувера выросла с $221 до $562,5 за тонну. Перспективы возникновения дефицита удобрений, который мог сказаться и на доступности продовольствия обратил на себя внимание международного сообщества. Так, в середине марта Тереза Кристина да Коста Диас, министр сельского хозяйства Бразилии, во время конференции с представителями ООН и американских государств призвала исключить российские удобрения из санкцион- ных списков. В апреле Бразилия также подняла вопрос о снятии ограничений на торговлю удобрениями в ВТО.

США учили перспективы развития продовольственного кризиса в мире и вывели минеральные удобрения из-под санкций в генеральной лицензии, опубликованной 24 марта. Для этого минеральные удобрения были включены в список продуктов пер- вой необходимости. Учитывая экстерриториальный характер документа, ожидалось скорое облегчение поставок удобрений привычными логистическими каналами. Так, MSC и Maersk заявляли, что запрет на перевозки из РФ не будет распространяться на товары первой необходимости и гуманитарные грузы, к которым теперь отнесены удобрения. Однако в дальнейшем, США и ЕС ввели новые санкции, ограничивающие проезд грузов из России. Так, в апреле Евросоюз объявил о запрете российским судам заходит в европейские порты, а также проезжать российским и белорусским грузовиками по своей территории. Помимо этого, ЕС ввел квоты на импорт удобрений из России. Так, с 10 июля допустимое количество ввозимого хлористого калия составит 837,57 тыс. тонн, других удобрений с содержанием калия — 1,57 млн тонн. Исходя из данных об объемах экспорта, публикуемых Евростатом, размер введенных квот сопоставим с объемами импорта Евросоюза в 2021 году. Так, в 2021 году Россия поставила в ЕС 740 тыс. тонн хлористого калия и 1 678 тыс. тонн других удобрений с содержанием калия. Вероятнее всего, смысл введения квот заключается в затруднении реэкспорта удобрений из Беларуси, которая переориентировала логистику на Россию после отказа в транзите со стороны Литвы.

По подсчетам «РБК Исследований рынков», суммарно в страны, объявившие о введении санкций в отношении России, было экспортировано 3 147 тыс. тонн калийных удобрений в 2021 году, что составило 26% от всего объема экспорта. Из них, в страны Европейского союза было поставлено 1 900 тыс. тонн, в США – 1 247 тыс. тонн. В последние годы наблюдалась тенденция роста роли стран, ставших недружественными, в структуре экспорта российский калийных удобрений. Так, еще в 2016 году на них приходилось только 20% поставок.

 

 

РБК Исследования рынков Влияние санкций на экспорт калийных удобрений из РФ в 2022 году 1 500 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок калийных удобрений 2022: перспективы в условиях санкций 79 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Электронная коммерция в сегменте товаров для сада: рост числа покупателей и продаж Рынок e-commerce товаров для сада и огорода в России растет: объем продаж в 2023 году достиг $200,4 млн, а число покупателей продолжает увеличиваться.

Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.

Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.

Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.

Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.

В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.

Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».

Показать еще