По данным "Анализа рынка контейнерных грузоперевозок в России", подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2017-2021 гг объем перевозки грузов контейнерами внутри России вырос в 1,7 раза: с 43,9 до 73,2 млн т. Рост рынка обеспечивался развитием инфраструктуры и контейнеризацией грузоперевозок. Расширялся ассортимент грузов, подходящих для контейнеризации. В их число стали входить древесина, цветные металлы, сталь, уголь. Эффект низкой базы (на долю контейнеров в 2017-2021 гг приходилось только 1,4-2,4% российского рынка грузоперевозок) сделал рост рынка стремительным.
В 2020-2021 гг карантинные ограничения существенно замедлили мировую логистику, многие цепочки поставок были нарушены, но сегмент контейнерных грузоперевозок в России продолжал расти. В 2020-2021 гг в России перевозки грузов в контейнерах увеличились на 18,0% и 13,3% соответственно. Основной вклад в рост рынка внесли железнодорожные контейнерные перевозки. Из-за пандемии происходило перераспределение транзитных грузопотоков по маршруту Азия-Европа-Азия с моря на российскую железную дорогу. Железнодорожный транспорт стал наиболее надежным способом перемещения грузов в контейнерах за счет соблюдения сроков доставки и наличия подвижного состава. Субсидирование транзитных железнодорожных контейнерных перевозок государством в 2020 г обеспечило привлекательные тарифы для иностранных заказчиков и достаточную норму прибыли для российских операторов.
В 2022 г введение странами Запада санкций в отношении России из-за проведения спецоперации на территории Украины привело к замедлению внешнеэкономической деятельности и масштабной перестройке логистических потоков внутри и вне России. Падение объемов перевозки грузов из-за сокращения импортных, экспортных и транзитных грузопотоков в России меньше всего затронет контейнерные перевозки. Ожидается, что сегмент контейнерных перевозок грузов в России в 2022 г избежит сокращения объемов. Минимальный прирост контейнерным перевозкам в 2022 г обеспечат: перераспределение экспортных и импортных грузопотоков на восточное направление после закрытия «точек входа» в Европу на фоне санкций, увеличение доли контейнерных грузов в общем объеме перевозок, приоритет контейнерных поездов при проезде по сети РЖД, рост внутрироссийских перевозок грузов контейнерами.