Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 17 декабря 2021

Перспективы развития рынка техники на ГМТ в РФ: вытеснит ли природный газ дизель?

Техника на СПГ - новое явление на российском рынке. Еще 3-4 года назад ее продажи ограничивались единицами, однако с 2019 года начался галопирующий рост. Вытеснит ли СПГ дизель в России?

Еще пять лет назад авто и спецтехника, работающая на сжиженном природном газе, в России практически отсутствовала. На фоне нулевой базы 2012-2016 гг. и единичных поставок 2017-2018 гг. в 2019-2021 гг имело место галопирующее увеличение потребления моделей на СПГ: прирост в 2019 году составил — 2720%, в 2020 — 205,7%, в текущем году ожидается также не менее — 213 %.

Согласно оценке «Смарт Консалт», по итогам 2020 года российский рынок достиг показателя — 431 ед. На основании данных первого полугодия, а также результатов анализа заключенных контрактов на поставку техники на СПГ, по итогам 2021 года можно прогнозировать увеличение объема рынка до 1350 ед.

Что касается внешнеторгового баланса данного рынка, то в ретроспективе 2017-2020 гг. удельный вес зарубежной продукции в совокупном потреблении, ежегодно менялся: так в 2017 году спрос полностью удовлетворялся отечественной продукцией, а в 2019 году доля импорта составила 81,6%.

Отметим, что в ретроспективе 2012-2016 гг. внутренне производство техники, работающей на СПГ, в России отсутствовало. В 2017 году сразу три российский производителя ПАО «КАМАЗ», АО «АЗ «Урал» и АО «Петербургский тракторный завод» начали осуществлять коммерческий выпуск, однако до 2019 года производство ограничивалось единицами авто и спец техники.

По итогам 2020 года удельный вес импортной продукции на российском рынке существенно сократился в сравнении с предыдущим периодом и составил всего 18,6%. Объем импорта в натуральном выражении при этом был — 73 ед. техники или 663,2 млн руб. Основными импортерами выступали компании-производители магистральных тягачей — IVECO Magirus AG и SCANIA CV AB.

Столь стремительный рост спроса на отечественную технику, работающую на сжиженном природном газе, согласно оценке «Смарт Консалт», в 2020 году был обусловлен, прежде всего, влиянием реализации государственной программы субсидирования продукции отечественных производителей.

В качестве дополнительного позитивного фактора развития спроса игроки российского рынка выделяют активную замену парков пассажирского транспорта в регионах РФ (Челябинская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва) в 2021 году на модели автобусов, работающие на сжиженном природном газе и наличие аналогичных планов на 2022-2025 гг. в прочих субъектах РФ.

Кроме того, отечественные производители отмечают рост общей информированности потенциальных потребителей об экономических преимуществах эксплуатации техники на СПГ, в особенности магистральных тягачей для логистической отрасли, а также возросшую значимость экологического фактора для российских потребителей, стремление к снижению выбросов.

При этом ключевым барьером для роста спроса в нашей стране, по-прежнему, является относительно низкая активность развития в РФ инфраструктуры для техники, работающей на СПГ в сравнении с КПГ, как в части АЗС, так и в части сервисных услуг.

Согласно оценкам экспертов, в качестве наиболее перспективных отраслевых приложений, в которых можно ожидать активный рост продаж транспортных средств, работающих на сжиженном природном газе, в перспективе 2022-2026 гг. следует выделить:

  • логистические предприятия — тягачи;

  • ЖКХ — автобусы, приобретаемые муниципальными образованиями в целях осуществления городских пассажироперевозок;

  • нефтегазовый сектор — тягачи, автобусы, транспортно-бытовые автомобили (ТБА);

  • промышленность — тягачи, автобусы, ТБА, рефрижераторы;

  • горно-добывающая индустрия — тягачи, карьерные самосвалы, ТБА.

SmartConsult Анализ российского рынка газомоторной техники с фокусом на СПГ сегмент 59 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще