Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 28 июля 2021
Виталий Цыганков

Это был не лучший год для чистого эксперимента

О проблемах при работе с маркетплейсами рассказывает генеральный директор Forward

 Каким был 2020 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей? Как вели себя продажи в течение года?

 Год не был простым, как и для всех вертикальных компаний. Производство, поставщики, смежники, магазины, регионы и партнеры  все столкнулись со сложностями в разной степени, но справились со своими задачами. Запланированных финансовых показателей удалось достичь только в зимнем сезоне. Летний сезон было невозможно компенсировать продажами. Провальное лето в рознице, урезание заказов на производстве, остатки нераспроданного товара заставили пересмотреть планы этого лета, но мы с оптимизмом прошли эту оптимизацию. Это было полезно.

 Насколько сильно пандемия скорректировала цели развития на ближайшее будущее и на долгосрочную перспективу?

 Наши цели больше корректируют ограничения в ношении символики на международных стартах, которые различные федерации налагают на наших спортсменов, и ограничения для болельщиков в выезде на мероприятия и в цветах одежды с символикой.

 Какие факторы оказывали наиболее неблагоприятное воздействие на бизнес: ослабление российской валюты, закрытие торговых центров, снижение туристических потоков? 

 Ослабление валюты влияет на цену сырья. Транспортные издержки и сроки перевозки отразились на ценах и марже, как и у всех в нашем бизнесе.

 Определились ли новые драйверы продаж? 

 Мобильное приложение и собственная электронная торговля смогли достучаться до самых отдаленных уголков страны, улучшилась работа служб доставки, и доверие к нам, как к продавцу в этом канале, растет.

 Получалось ли договориться об отмене арендных платежей или скидках на время карантина? 

 У нас большая страна, и для партнеров ситуация складывалась по-разному. Все 60 случаев были различны. На период весналето 2020 для собственных магазинов ТЦ дали скидки. Не везде удалось договориться об отмене платежей на период локдауна в Москве, но были и полные отмены оплаты  50/50.

 Все ли временно закрытые торговые точки удалось восстановить?

 Да, удалось восстановить почти все точки. И обороты зимой 2020–2021 были на уровне 2019–2020 годов.

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке?

 Готовность покупать онлайн, поскольку в период ограничений было много возможностей попробовать услугу. Это касается и еды, и продуктов, и одежды.

 Отмечалась ли в течение года выраженная тенденция к экономии или отложенный спрос? 

 В разных каналах и на разных площадках мы наблюдаем различное поведение, и это хорошо, так как мы смогли найти абсолютно разных потребителей на один товар, получать полярную обратную связь на продукт и используем эту информацию в разработках и производстве.

 Есть ли запрос в России на такие тренды как экологичность продукции, возможность ее переработки и другие аспекты осознанного потребления?

― Тренды есть, есть спрос и лимитированное предложение  быть в тренде важное, но недешевое удовольствие.

 Сотрудничает ли компания с маркетплейсами? 

 Мы сотрудничаем со всеми ведущими маркетплейсами.

 Как организовано ваше сотрудничество, и выросли ли продажи в этом канале за последний год?

 Продажи выросли, но не так, как мы ожидали, и это был не лучший год для чистого эксперимента. Помешали пандемия, ограничение поставок, предоплата товаров, маркировка обуви и в конце года  маркировка одежды, рост количества поставщиков на маркетплейсы, смена условий договоров комиссии и тарифов, изменение интерфейсов личных кабинетов, полное отсутствие обратной связи для решения срочных вопросов  и это далеко не полный перечень всего произошедшего за 9 месяцев 2020 года (начиная с апреля). Мы не смогли реализовать весь товар в сезоны, и эта потеря темпа негативно влияет на презентацию в этом году. Возврат товара с маркетплейсов может растянуться на 6 месяцев и смысл теряется. Маркетплейсы (некоторые) показали свою негибкость и несостоятельность в организации определенных бизнес-процессов, и их системные ограничения создают проблемы нашему бизнесу. Выросли очереди на доставку у одних и появились новые пункты выдачи у других. Очень рваный ритм поставок. Смена юрлица не прошла гладко и 5 месяцев один маркетплейс не может выставить нам правильные документы это ненормально, согласитесь. Односторонняя игра с неясными до конца правилами в ее начале.

Но есть и положительные примеры изменений, поскольку невозможно было бы привлечь больше поставщиков без снижения требований к упаковке и объемам поставки. Работа по схеме FBS (продажа со своего склада)  отличная опция не морозить товар на складах в регионах, а продавать его в любом канале при первой возможности. Но и здесь есть новые требования, над которыми мы работаем и перестраиваемся. Это тяжелый ежедневный труд в растущем сегменте экономики, и новый опыт мы получаем ежедневно,  надо быть морально готовым к постоянным изменениям и быстро реагировать.

 Какие категории товаров пользовались наибольшим спросом?

 Все товары пользовались спросом, но череда неожиданных барьеров не позволяла увидеть весь потенциал товаров. Мы прекратили или сократили сотрудничество с некоторыми площадками, так как они отнимали много ресурсов и не давали адекватной отдачи.

 Какова доля и динамика онлайн-продаж? 

 Доля онлайн-продаж  15% при том, что мы оптовики, и у нас есть 70 партнеров в регионах. Это немало, и нам нужен баланс  партнеры должны расти. Но B2C контакт и лояльность важны для нас и в регионах, где партнеров нет. Так мы гарантируем покупку настоящего товара Forward  нас очень много подделывают. Нам важно привести покупателя в настоящий магазин Forward или в наше мобильное приложение. Мобильное приложение  гарантия общения с нами напрямую: его невозможно подделать или имитировать. Удобная и безопасная покупка в приложении, проверка качества, удобство покупки и оплаты, лояльность и повторные удобные покупки у партнера в регионе  это один из сценариев CJM.

 Как компания контролирует качество клиентского опыта на этапе доставки?

 Мы получаем обратную связь от покупателей по всем каналам и реагируем на отзывы. Маркетплейсы справляются сами с этой задачей: мы можем только извиниться в отзывах и предложить купить товар у нас на сайте, если он есть в наличии, чтобы покупатель смог испытать радость от обладания нашим товаром. Своей доставки у нас нет, и партнеры справляются с задачей. Реагируем на отзывы и даем обратную связь партнерам  решение всегда находим быстро.

 Будет ли в ближайшей перспективе расширяться партнерская сеть? 

 Сеть уже в этом году расширяется  через неделю появится новый магазин в Тольятти. Идут переговоры в Северо-Западном федеральном округе.

 Можно ли сказать, что за последние годы происходило снижение интереса к франчайзингу?

 Снижения интереса нет, есть неопределенность условий на рынке аренды. Это тормоз. И, естественно, это негативно влияет на продажи. Как и ограничения в проведении тренировок и сборов, соревнований. Нет болельщиков на трибунах! Мы не тормозим собственное производство и постоянно разрабатываем новые модели спортивной одежды и экипировки. Фабрика загружена, и подрядчики контрактуются регулярно. Мы уже работаем над коллекциями 2023 года и через месяц увидим новые модели одежды для размещения на производстве.

 На каких направлениях деятельности сфокусируетесь в 2021 году? 

 Мы хотим улучшить работу с маркетплейсами и будем пробовать новые форматы взаимодействия. Также мы нацелены на активное развитие франчайзинга и на открытие магазинов Forward в городах, где нас еще нет.

 Планируете ли расширять географию и развивать новые форматы торговли?

 Географию мы планируем расширять, и новый формат торговли у нас готов. Мы протестировали и запускаем цифровую примерочную в своем шоу-руме в Москве и после отладки некоторых бизнес-процессов предложим своим партнерам этот инструмент. Но здесь есть интеграционные ограничения и надо их преодолеть для получения полного эффекта от внедрения технологии.

 Намерены ли корректировать ассортиментную и ценовую политику в ближайший год?

 Ассортимент постоянно корректируется  это органический процесс. Мы работаем над созданием высококачественного продукта, который должен превосходить ожидания пользователя при его эксплуатации. Forward создает продукт для профессионалов в спорте и профессионалов, им помогающих  тренеров, сотрудников команд, стадионов, трасс, залов и бассейнов. А также для болельщиков и всех тех, кто следит за российским спортом и гордится достижениями наших спортсменов. Наша одежда  существенная часть их жизни и здоровья.

Мы не хотим производить брендированный суррогат и постоянно заняты поиском новых решений для удержания цены не в ущерб качеству и функциональности изделий.

РБК Исследования рынков Прогноз одежного ретейла 2021-2022 55 000 ₽
РБК Исследования рынков Ключевые тренды одежного ретейла 2021 55 000 ₽
РБК Исследования рынков Одежный ретейл 2021 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 16 августа 2022 РБК Исследования рынков В 2021 году объем рынка платных медицинских услуг в России составил ₽1 077 млрд, увеличившись лишь на 1% в сопоставимых ценах по отношению к прошлому году и, тем самым, не достигнув значения доковидного 2019 года. Несмотря на крайнюю устойчивость медицинской отрасли к кризисным явлениям наблюдается двухлетняя «просадка» объема рынка в реальном выражении.

В 2022 году российская экономика в целом и медицинская отрасль в частности столкнулись с новым вызовом: специальная военная операция России на Украине, начавшаяся 24 февраля 2022 года, оказала существенное влияние на политические и экономические взаимоотношения России со странами западной Европы и США, вылившееся в обострение противоречий, введение беспрецедентного списка санкций против нашей страны, а также уход с рынка международных игроков, работающих в различных секторах экономики. Одним из ключевых следствий санкционного давления выступило нарушение привычных цепочек поставок большинства импортных товаров, к которым относится в том числе медицинское оборудование и расходные материалы. Кроме того, сразу после начала спецоперации в конце февраля-начале марта наблюдалось серьезное падение курса рубля, что автоматически привело к росту цен как на импортные, так и отечественные товары. Обозначенные факторы так или иначе подталкивают игроков рынка частной медицины к увеличению стоимости своих услуг.

Показать еще