Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 11 июня 2021

Акрилаты в России: как повысить емкость внутреннего спроса?

Производители эфиров акриловой кислоты, обладая колоссальными мощностями, пока еще ориентированы на экспорт. Внутренний спрос на акрилаты по-прежнему мал. Как можно изменить эту ситуацию?

В настоящее время в российской промышленности лишь два гиганта обладают возможностями производства акриловой кислоты. Это «Газпром нефтехим Салават», расположенный в Республике Башкортостан, а также «Сибур-Нефтехим» из Нижегородской области.

В общей сложности комбинаты способны синтезировать до 115 тыс. тонн акриловой кислоты в год: 80 тыс. тонн — это номинальные мощности салаватского завода, еще 35 тыс. тонн — возможности «Сибур».

По сведениям «Смарт Консалт», акриловая кислота является сырьем для изготовления эфиров, которые широко востребованы в таких сферах применения, как:

  • изготовление лако-красочных материалов;
  • выпуск клеевых составов;
  • производство бумаги и картона;
  • синтез строительных смесей;
  • пропитка для тканей и кож;
  • сырье для изготовления нетканых материалов и покрытий и ряд других.

Перечисленные отрасли-потребители — сегменты имеющегося спроса на акрилаты в России.

Однако, помимо них, в мировой практике акрилаты активно используются также в изготовлении суперабсорбентов (САП, или SAPs). Эти активно впитывающие материалы применяются в изготовлении подгузников и других средств личной гигиены.

Примечательно, что в настоящее время для производства подгузников используется исключительно импортное сырье, в то время как внутренний выпуск SAPs в России отсутствует.

Соответственно, по мнению «Смарт Консалт», в настоящее время в России существует весьма емкая пустующая ниша: спрос на суперабсорбенты есть, а выпуска — нет.

По данным «Смарт Консалт», за 2020 год в Россию общая стоимость импортированных суперабсорбентов лишь из Кореи, Японии и Германии превысила 54 млн долл. Соответственно, емкость рынка SAPs в России можно оценить не менее чем в 55-60 млн долл. В изготовлении этих материалов применяется преимущественно бутилакрилат.

Устранить возникший рыночный дисбаланс еще в 2018 году предложила Группа «Газпром». Нефтегазовая компания обладает всеми возможностями для выпуска SAPs в России: имеется собственная сырьевая база для синтеза акриловой кислоты, освоено производство бутилакрилата мощностью до 80 тыс. тонн в год. Более двух лет назад были проведены переговоры с обладателем технологии изготовления SAPs – корпорацией Danson. Ожидается, что в случае реализации проекта разработчик предоставит ООО «Газпром нефтехим Салават» лицензию на технологию SAPs и ряд услуг по проектированию. Однако к настоящему времени новых сведений о реализации данного проекта не зафиксировано.

Развитие российского производства суперабсорбентов позволит увеличить потребление производных акриловой кислоты внутри России. По оценкам экспертов, рост спроса может вырасти до 2-3 раз в сравнении с текущими показателями.

В свою очередь, такие ведущие производители подгузников, локализовавшие производство в России, как Procter & Gamble (Pampers), SCA Group (Libero) и Kimberly-Clark (Huggies), могут выступать амбассадорами в потреблении отечественных суперабсорбентов.

SmartConsult Анализ рынка акриловой кислоты и ее производных 30 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 ноября 2022 РБК Исследования рынков Почти 28% сетевых ресторанов присутствуют сразу в нескольких федеральных округах После ухода иностранных компаний этот показатель вырастет

Согласно исследованию «Российского сетевого рынка общественного питания 2022», количество сетевых кафе и ресторанов в России за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года выросло лишь на 0,5%. Динамика открытий оказалась самой низкой за последнее десятилетие. Снижение темпов стало следствием переоценки потенциала развития в России со стороны международных, преимущественно западных сетевых проектов. До 2022 года именно они являлись драйвером отечественной ресторанной индустрии, однако текущий геополитический кризис заставил иностранные компании пересмотреть свои взгляды и планы. Уход McDonald’s, Starbucks и ряда других иностранных брендов сказался на доле глобальных игроков на российском рынке. Если в сентябре 2021 года на них приходилось 38,4% всех сетевых ресторанов в стране, то в июне 2022 года ― их доля снизилась до 35,6%. Падение стало результатом сокращения розницы междурядных операторов: за рассматриваемый период были закрыты 899 заведений.

Показать еще