Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 19 мая 2021

Интересен ли инвесторам выход на рынок ориентированно-стружечных плит (OSB)?

Свободная конкурентная среда, устойчиво растущий спрос в РФ и за ее пределами, улучшение климата в лесозаготовительной индустрии — это далеко не полный перечень преимуществ рынка OSB.

В настоящее время эксперты деревоперерабатывающей индустрии, выпускающей древесные плиты различных видов, единогласно сходятся во мнении, что наиболее перспективным для освоения направлением можно считать изготовление ориентированно-стружечных плит, или OSB.

Так, согласно данным «Смарт Консалт», по итогам 2020 года объем потребления OSB в России превысил 1,3 млрд руб. Да, в какой-то степени это свидетельствует об отставании объемов сбыта наиболее от популярных в России древесных плит — ДСП, объем сбыта которых оценивается примерно в 8,4 млн кубометров. Однако тенденции развития рынка ориентированно-стружечных плит гораздо более благоприятны.

Во-первых, рынок OSB является достаточно молодым. Рост спроса на древесные плиты этого типа зафиксирован лишь начиная с 2010 года, когда в Россию стали активно поставляться OSB зарубежного производства. Соответственно, до обострения внешнеполитической ситуации и введения против России санкций основу сбыта OSB в стране составлял импорт.

Глобальная активизация отечественной индустрии, стартовавшая в 2013-2014 гг., не могла обойти стороной и рынок OSB, характеризующийся высоким потенциалом в части импортозамещения. Это способствовало появлению новых четырех российских производителей древесно-стружечных плит в 2013-2016 гг. Среди них:

  • АО «Нововятский лесоперарабатывающий комбинат»;
  • ООО ДОК «Калевала»;
  • Kronospan Holdings East Ltd.;
  • ООО «СТОД».

Благоприятный климат в отрасли способствовал выходу на рынок и небольших производств. Так, в 2015 году в Курганской области была освоена площадка по выпуску OSB-плит мощностью около 60 тыс. кубометров.

Во-вторых, на развитии рынка практически не сказались негативные тенденции 2020 года, вызванные пандемией COVID-19. Безусловно объемы сбыта оказались несколько скромнее ожидаемого, и тем не менее рынок смог продемонстрировать позитивный рост в +1,3%. Для сравнения: годом ранее темпы роста оценивались «Смарт Консалт» примерно в 3,3%.

В-третьих, привлекательность рынка заключается также в том, что спрос на OSB высок как в пределах России, так и за рубежом. А значит, для российских производителей открываются дополнительные перспективы — развитие экспортного вектора. Так, наибольшей востребованностью отечественные плиты пользуются в Китае, Казахстане, Польше, Финляндии, Кыргызстане, Великобритании и многих других (свыше 50) странах.

Способствовать улучшению климата в сфере изготовления OSB будут также ожидаемые тотальные ограничения на экспорт круглого леса из России, планируемые к введению с 1 января 2022 года. Данная инициатива будет стимулировать лесозаготовителей повышать маржинальность собственной продукции путем передачи древесного сырье на переработку. А значит риски гипотетического ценового демпинга, связанные с потенциальным дефицитом древесного сырья на внутреннем рынке, будут нивелированы.

Учитывая все перечисленные аспекты, российский рынок OSB в настоящее время становится весьма привлекательным для инвесторов. К примеру, можно отметить поддержку Газпромбанка в финансировании нового производства OSB на базе действующего завода по выпуску МДФ в Томской области. Стоимость проекта оценивается примерно в 5 млрд руб., из которых 4 млрд готов покрыть Газпромбанк на принципах проектного финансирования.

В целом, на сегодняшний день объем сбыта OSB в России занимает около 4% общемирового объема потребления, что также может являться свидетельством ненасыщенного рынка. При этом наибольший спрос на OSB в РФ зафиксирован со стороны малоэтажного каркасного домостроения: на его долю, согласно оценок «Смарт Консалт», приходится ~80% общего объема потребления OSB в России.

SmartConsult Анализ мирового и российского рынка ориентированно-стружечных плит (OSB/ОСП) 30 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 ноября 2021 РБК Исследования рынков Недостаточная осведомленность россиян остается существенным барьером для meal kits В России направление meal kits развивается с 2012 года. Первыми игроками были такие сервисы доставки продуктов с рецептами как «Шефмаркет», «Партия еды» и Elementaree.

Заходя на рынок, игроки оптимистично смотрели на перспективы развития ниши в России. Стартапы надеялись на интерес со стороны потребителей к новой услуге. Однако, в 2014-2016 годах в России произошел кризис, и приоритеты людей сместились в сторону экономии, что не способствовало росту спроса на наборы продуктов с рецептами. Тогда сервисы стали предлагать скидки на первый заказ в 20-50%, чтобы привлечь новую аудиторию. Но россияне были недостаточно информированы о существовании услуги. При этом у таких сервисов были проблемы с масштабированием бизнеса и выходом в новые города. Наибольший спрос сохранялся в Москве и Санкт-Петербурге.

Показать еще