Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 19 января 2021

Анализ российского рынка стеклопластиковых труб: итоги 2020 года и перспективы развития

Вопреки объективным преимуществам композитных труб, продукт все еще применяется на российском рынке крайне ограничено, что обусловлено, прежде всего, отсутствием государственной поддержки

Стеклопластиковые трубы являются одним из наиболее популярных видов продукции из стеклопластика – композиционного материала, состоящего из стеклянного наполнителя и синтетического полимерного связующего.

Сегодня стеклопластиковые трубы применяются повсеместно: в с/х, дорожном строительстве, энергетике, системах пожаротушения, однако ключевыми промышленными приложениями в России остаются нефтегазовый комплекс и ЖКХ.

Согласно оценкам экспертов, наиболее перспективным направлением потребления композитных труб в стране являются трубопроводы, что обусловлено высокой изношенностью отечественного трубопроводного фонда. Так средний показатель износа объектов жилищно-коммунального комплекса по стране к 2020 году составлял более чем 60%. Износ основных фондов газотранспортной системы достиг 50%, магистральных нефтепроводов - не менее 35%.

Интересно отметить, что в России насчитывается около 25 компаний-производителей стеклопластиковых труб, а география их размещения охватывает шесть федеральных округов с наибольшей концентрацией в Поволжье и Центре.

 

Согласно данным SmartConsult, внутреннее производство стеклопластиковых труб в стране на протяжении последних пяти лет демонстрирует положительную динамику: в период с 2014 по 2019 гг. производство увеличилось с 7 до 12,7 тыс. тонн.

Кроме того на рынке ярко выражена тенденция повсеместного импортозамещения: в 2019 году потребление зарубежной продукции сократилось на 99,2%, тогда как экспорт напротив экспорт увеличился на 8,8%.

Однако, несмотря на положительную динамику спроса и многочисленные преимущества стеклопластиковых труб – малый вес, длительный срок эксплуатации, простота монтажа, более высокая прочность, отсутствие коррозии, хорошее выдерживание давления и осевых нагрузок, – продукт по-прежнему сталкивается с жесткой конкуренцией на российском рынке со стороны товаров-субститутов.

Основной объем потребления труб в стране по итогам 2020 года все еще приходился на металлическую продукцию, удельный вес которой составил около 94%. Доля полимерных труб, популярность которых также ежегодно увеличивается, достигла — 4,2%. Стеклопластиковые трубы по итогам прошедшего года занимали не более 0,1 %.

Столь консервативная структура спроса в РФ обусловлено широким перечнем факторов. Так одним из ключевых барьеров, тормозящих повсеместное внедрение стеклопластиковой продукции, является отсутствие качественной нормативно-правовой базы. В отрасли практически полностью отсутствуют как нормативная документация по широкой номенклатуре стеклопластиковых труб (ГОСТ, СНиП, СП), так и современные национальные стандарты на их изготовление и применение.

Еще одним немаловажным барьером, препятствующим интенсивному позитивному развитию данного рынка, согласно оценкам экспертов, является активное лоббирование традиционных материалов со стороны крупнейших производителей металлических труб. На сегодняшний день применение металлических труб рекомендовано в большей части нормативных документов (особенно в сегменте магистральных трубопроводов).

Кроме того, в качестве существенных проблем рынка участники выделяли: кадровый дефицит, выраженный в недостатке квалифицированных проектировщиков, а также отсутствие у российских специалистов достаточных знаний о методах контроля и диагностирования стеклопластиковых труб.

Что касается перспектив развития рынка композитных труб в следующие пять лет, то, согласно оценкам ключевых участников, можно предположить два сценария — базовый и оптимистичный.

Базовый сценарий предполагает, что при сохранении текущих условий развития среднегодовые темпы прироста рынка в течение 2020-2025 гг. не будут превышать 3%. В связи с этим к 2025 году объем потребления стеклопластиковых труб в РФ достигнет отметки 14,8 тыс. Тонн.

Оптимистичный сценарий допускает, что темпы прироста отрасли будут находиться на уровне 10% ежегодно. Таким образом, к 2025 году рынок стеклопластиковых труб будет оцениваться в 22,0 тыс. тонн.

 

Однако, все эксперты сходятся во мнении, что без адресной государственной поддержки, проработки нормативно-правовой базы и активной популяризации продукции среди потребителей интенсивный рост отрасли маловероятен.

SmartConsult Анализ российского рынка труб с фокусом на стеклопластиковый сегмент 27 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 5 марта 2021 РБК Исследования рынков Каждый пятый россиянин отложил ремонт из-за пандемии COVID-19 В процессе проведения социологического опроса 2020 года респондентам был задан вопрос о том, как коронавирус и карантин повлияли на их планы относительно ремонта и строительства.

Около половины опрошенных отметили, что приступили к выполнению ремонта так, как это было запланировано. При этом около 20% респондентов так или иначе столкнулись с негативным влиянием пандемии COVID-19. Так, 18% отложили ремонт / строительство, а 3% отказались от подобной идеи, хотя имели планы ранее. При этом для 12% респондентов эпидемия коронавируса наоборот стала стимулом к началу ремонтных работ. Тем не менее, если привести доли людей, испытавших какое-либо влияние эпидемии COVID-19, к 100%, то все-таки очевидно преобладание негативного эффекта от пандемии.

Статья, 5 марта 2021 РБК Исследования рынков Во время пандемии спрос российских интернет-покупателей сместился в сторону домашней и спортивной одежды Среди наиболее быстрорастущих по популярности категорий fashion-товаров – кроссовки и летняя обувь.

Согласно результатам социологического опроса, проведенного в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2020», с ноября 2019 года достаточно сильно возросла популярность покупки повседневной обуви в интернете. Так, среди наиболее быстрорастущих по популярности категорий fashion-товаров – кроссовки и летняя обувь. Для них показатель вырос соответственно на 7,1 и 5,1 процентных пункта за год. Также увеличилось число покупок топов и футболок, спортивной формы и толстовок, для которых рост составил 4,8, 3,5 и 3 процентных пункта. В то же время некоторые категории товаров потеряли покупателей. Например, меньше россиян стали покупать в интернете повседневные платья, сумки и рюкзаки, бижутерию.

Показать еще