Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 2 декабря 2020

Комфорт и экологичность: новые тренды загородной жизни

Новая реальность-2020 способствовала взрывному росту рынка высокоэффективных автономных систем водоочистки для домовладений. Сохранится ли этот тренд в дальнейшем?

Во втором и третьем кварталах 2020 года на рынке автономных канализационных систем зафиксирован небывалый всплеск активности потребителей: согласно данных «Смарт Консалт», зафиксирован прирост продаж на +75-100% в период с мая по июль. В свою очередь, совокупные итоги текущего года обещают превысить показатели продаж предыдущего периода как минимум на 15%: до 75 тыс. ед. систем общей стоимостью более 7 млрд руб., или около 10 млрд руб. с учетом монтажа станций «под ключ».

Стимулом роста рынка станций биологической очистки сточных вод в 2020 году стали карантинные ограничения и стремление россиян покинуть городскую среду. В условиях длительного пребывания в загородных домовладениях естественным желанием пользователей стало улучшить свои бытовые условия в том числе за счет повышения эффективности систем водоотведения.

Следует отметить, что современные автономные канализационные системы существенно опережают технологии-аналоги за счет таких основные преимуществ, как:

  • повышенная степень очистки сточных вод — до 98% в сравнении с классическими септиками, у которых этот показатель составляет примерно 50%;

  • компактности оборудования и возможности инсталляции в любой грунт;

  • технического обслуживания не чаще 1 раза в 2 года;

  • возможности комплектации станций по индивидуальным заявкам пользователей.

Интересно уточнить, что, согласно расчетов «Смарт Консалт», потребление станций биоочистки сточных вод для частных домохозяйств в различных регионах весьма неравномерно: наибольшая плотность потребления станций в расчете на 1 тыс. кв. м введенной в эксплуатацию малоэтажной застройки зафиксирована в Северо-Западе России и на Урале:

  • Россия в целом — 1,95 шт./тыс. кв. м;

  • СЗФО — 4,90 шт./тыс. кв. м;

  • УФО — 3,46 шт./тыс. кв. м;

  • ЮФО — 2,91 шт./тыс. кв. м;

  • ЦФО — 1,97 шт./тыс. кв. м;

  • ДФО — 1,15 шт./тыс. кв. м;

  • ПФО — 0,94 шт./тыс. кв. м;

  • СФО — 0,72 шт./тыс. кв. м;

  • СКФО — 0,26 шт./тыс. кв. м.

Ценовая политика ключевых производителей в течение последних трех лет отличается стабильностью — производители стремились сдерживать рост цен в целях продвижения собственной продукции, в связи с чем подорожание соответствовало ежегодному уровеню инфляции и находилось в диапазоне +4-6%. В свою очередь, стоимость услуг инсталляции оборудования прирастала более интенсивно: +10-12% ежегодно с 31 до 38 тыс. руб. (с учетом стоимости работ по разработке котлована) в том же периоде.

В целом, мнения представителей отрасли единодушны: заметна тенденция к повышению комфортного загородного проживания, что позитивно скажется на сбыте оборудования и в ближайшие несколько лет.

Так, по мнению Кристины Прибыль, управляющего партнера компании Альта Групп, рынок поделен между игроками федерального и регионального масштабов, причем на долю первых приходится 70% общего количества реализованного оборудования. Рост потребления станций в текущем периоде обусловлен повышением культуры использования систем водоотведения и широкой «пропагандой» экологических проблем. У домовладельца, находящегося на самоизоляции, появилось время для аналитики. Однако, ввиду прямой зависимости рынка от благосостояния населения, есть риски «провала» продаж в будущих периодах в случае снижения реальных доходов россиян. Типовые потребители высокоэффективных станций биоочистки сточных вод — это семьи с ежемесячным достатком более 200 тыс. руб. Ввиду карантинных ограничений высвобожденные финансовые средства в этом году были направлены вместо традиционных отпусков на повышение уровня комфорта при пребывании в своих загородных домах и дачах.

Со слов Антона Бударагина, директора по развитию ООО «НПЦ ПромВодОчистка», сбыт автономных канализаций для частных домохозяйств в достаточной мере обеспечен отечественным оборудованием. При этом потенциал развития рынка весьма высок: в текущих условиях насыщенность рынка не превышает 75%. Что касается перспектив развития на ближайшие 4-5 лет, здесь можно ожидать планомерный рост рынка как минимум на 7% ежегодно. Способствовать более интенсивному росту рынка в будущем может принятие соответствующих правовых норм, запрещающих сброс неочищенных сточных вод во внешнюю среду. Сейчас подобное регулирование актуально только для бизнес-среды: муниципальных организаций и промышленных предприятий.

Способствовать росту рынка будет также появление новых нишевых сегментов спроса. Так, согласно мнений экспертов отрасли, помимо основных направлений сбыта оборудования (загородные дома, дачи, коттеджи, таунхаусы), автономные канализации будут востребованы и в альтернативных приложениях. К примеру, уникальным нишевым потребителем автономных канализаций выступают компании по обустройству глэмпингов (в переводе с англ. «гламурный кемпинг»), предназначенных для размещения гостей в природных условиях с максимальным комфортом — наличием горячей воды и душа, санузлов, электричества и прочего. В настоящее время глэмпинг в России активно набирает обороты: только за 2020 год количество объектов выросло вдвое, а к 2030 году может увеличиться до 10 раз. Уже сейчас глэмпинги активно функционируют на Юге России и в Крыму, а также на Алтае, Камчатке, в Ленинградской и Калининградской областях.

Дополнительный потенциал рынка, по мнению «Смарт Консалт», заключается в сервисном обслуживании ранее установленных станций. Так, оценивая число действующих станций примерно в 1 млн ед., а стоимость сервисных услуг в 5-8% исходной цены на оборудование, объем рынка услуг сервисного обслуживания станций может превысить 2 млрд руб. с перспективой роста на +270-300 млн руб. ежегодно.

SmartConsult Анализ российского рынка деревянных домов 49 900 ₽
Материалы по теме
Статья, 22 июля 2021 РБК Исследования рынков Предпочитаемые россиянами способы экономии на шопинге Самым распространенным инструментом сохранения и увеличения продаж, применяемым розничными магазинами, выступает скидка – процент от стоимости товара, который ретейлер уступает в пользу покупателя.

Однако в последнее время ретейлеры не ограничиваются традиционными скидками, а разрабатывают и внедряют новые инструменты поощрения, призывающие своих клиентов чаще и в большем объеме совершать покупки. В fashion-ретейле одной из наиболее часто используемых акций является вещь в подарок. Так, покупатель может встретить табличку «3=2», и, выбрав 3 вещи, оплатить только две, а третью (наименьшую по цене) получить бесплатно. Также компании зачастую преподносят своим клиентам фирменные подарки и сувениры, устраивают различные мероприятия, розыгрыши призов и пр.

Показать еще