Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 23 июля 2020

Пандемия коронавируса сыграла на руку отечественным онлайн-ретейлерам

На протяжении последних нескольких лет российские ретейлеры выказывали обеспокоенность стремительным ростом популярности трансграничных игроков на национальном рынке.

При этом опасения по поводу растущей конкуренции со стороны международных онлайн-площадок были обоснованы. С 2010 по 2017 годы доля кроссбордера в структуре российского рынка e-commerce выросла с 8% до 36%, что следует из исследования «Одежный ретейл 2020».

Противостоять обострившейся ситуации были призваны меры законодательного регулирования. До 2019 года посылки общей стоимостью более €1 000 евро или весом свыше 31 кг сверх этой суммы облагались пошлина в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за кг. Однако данные меры оказались недостаточными.  Министерство Финансов РФ задумалось о дополнительных ограничениях беспошлинного ввоза посылок. Среди предложенных мер фигурировали снижение порога до €100 на одну посылку и до €500 в месяц. Ввод последней, запланированный на 1 июля 2018 года, в итоге был перенесен, а дальнейшие ограничения были разделены на два этапа. Так, с января 2019 года произошел ряд снижений порогов беспошлинного ввоза интернет-покупок: вначале до €500, а годом позже, с 1 января 2020 года – до €200.

Однако данные ограничения по мнению представителей российских компаний интернет-торговли не до конца решили проблему выравнивания условий иностранных и российских ретейлеров. По словам президента АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), почти все международные отправления приходятся на посылки, которые ниже этой суммы, и соответственно пошлиной не облагаются. Таким образом, на рядовых покупателях AliExpress и других бюджетных площадок, реализующих преимущественно китайские товары, подобные ограничения практически не сказались.

События начала 2020 года, когда пандемия COVID-19 получила глобальный масштаб, маркетплейсы недорогих товаров из Китая, ранее находившиеся вне зоны риска, оказались под ударом. Свою роль сыграли локальные ограничения, введенные в Китае из-за вспышки вируса, и вынужденные отмены сделанных ранее заказов. Впоследствии, когда коронавирус вышел за пределы Китая, основным барьером стала потребительская настороженность. По данным SimilarWeb, посещаемость онлайн-ретейлера AliExpress.ru стала снижаться с февраля 2020 года. В условиях ограниченной конкуренции со стороны китайских продавцов, продажи российских производителей на площадке выросли на 20% за данный период.

С целью восстановить упавшие показатели, AliExpress информирует пользователей о безопасности заказа товаров из Китая и реализует различные промо-предложения. Однако, докризисный спрос пока вернуть не удалось. 

В связи с ослаблением позиций ведущих трансграничных игроков, по итогам 2020 года закономерно ожидать увеличения доли отечественных онлайн-ретейлеров в структуре российского e-commerce. Впрочем, ожидать кардинальных изменений не стоит. Потребительское поведение россиян после отмены карантина в течение первых недель вернётся в прежнее русло.

РБК Исследования рынков Одежный ретейл 2020 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 августа 2020 INFOLine По итогам I полугодия 2020 года формально "Утконос" сохранил лидерство По итогам II квартала 2020 года лидером уже стала X5 Retail Group с быстрорастущими сервисами Perekrestok.ru, "Перекресток.Быстро" и "Пятерочка.Доставка".

По данным исследования " Foodtech: online-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail №2 2020 год", подготовленного специалистами INFOLine, по итогам I полугодия 2020 года формально "Утконос" сохранил лидерство, однако по итогам II квартала 2020 года лидером уже стала X5 Retail Group с быстрорастущими сервисами Perekrestok.ru, "Перекресток.Быстро" и "Пятерочка.Доставка". При этом июне 2020 года "СберМаркет" вышел во все регионы России (кроме Крыма) и благодаря высоким темпам роста и активной рекламной кампании смог вырваться на второе место по обороту. Интересно, что оборот TOP-10 участников только за II квартале 2020 года более чем на 20% превысил их совокупный оборот по итогам всего 2019 года.

Статья, 11 августа 2020 INFOLine В 2019 году совокупный объем рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY России превысил 4,2 трлн руб. Рост рынка DIY России в денежном выражении в 2019 году замедлился до 6,8%, а его драйверами остались активность на рынке жилья при снижении объемов ипотечного и рекордных показателей потребительского

По данным исследования "Рынок DIY России. Итоги 2019 года. Тенденции 2020 года. Прогноз до 2022 года. Расширенная версия", подготовленного специалистами INFOLine, в 2019 году совокупный объем рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY России превысил 4,2 трлн руб., из которых около 26% приходится на торговлю Hard и Soft DIY. Рост рынка DIY России в денежном выражении в 2019 году замедлился до 6,8%, а его драйверами остались активность на рынке жилья при снижении объемов ипотечного и рекордных показателей потребительского кредитования. Они стимулировали рост объемов ремонтных работ, закупок строительных и отделочных материалов, а также товаров для дома и сада.

Статья, 11 августа 2020 INFOLine Отрасль общественного питания активно восстанавливается после обвала в I полугодии 2020 года, которое составило более 25% По итогам I полугодия 2020 года, на фоне карантинных ограничений оборот общественного питания в России упал более чем четверть относительно аналогичного периода прошлого года.

По данным исследования "Актуальные тренды на рынке общественного питания РФ и мира. 600 сетей общественного питания России 2020 года", подготовленного специалистами INFOLine, по итогам I полугодия 2020 года, на фоне карантинных ограничений оборот общественного питания в России упал более чем четверть относительно аналогичного периода прошлого года. В отдельных регионах падение было более глубоким, чем по стране в целом, так в Санкт-Петербурге падение составило 30,4%, в Калининградской области 41,2%, в Прикамье на 29,9%. В Москве и Московской области падение составило 26,5%.

Показать еще