Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 23 июля 2020

Пандемия коронавируса сыграла на руку отечественным онлайн-ретейлерам

На протяжении последних нескольких лет российские ретейлеры выказывали обеспокоенность стремительным ростом популярности трансграничных игроков на национальном рынке.

При этом опасения по поводу растущей конкуренции со стороны международных онлайн-площадок были обоснованы. С 2010 по 2017 годы доля кроссбордера в структуре российского рынка e-commerce выросла с 8% до 36%, что следует из исследования «Одежный ретейл 2020».

Противостоять обострившейся ситуации были призваны меры законодательного регулирования. До 2019 года посылки общей стоимостью более €1 000 евро или весом свыше 31 кг сверх этой суммы облагались пошлина в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за кг. Однако данные меры оказались недостаточными.  Министерство Финансов РФ задумалось о дополнительных ограничениях беспошлинного ввоза посылок. Среди предложенных мер фигурировали снижение порога до €100 на одну посылку и до €500 в месяц. Ввод последней, запланированный на 1 июля 2018 года, в итоге был перенесен, а дальнейшие ограничения были разделены на два этапа. Так, с января 2019 года произошел ряд снижений порогов беспошлинного ввоза интернет-покупок: вначале до €500, а годом позже, с 1 января 2020 года – до €200.

Однако данные ограничения по мнению представителей российских компаний интернет-торговли не до конца решили проблему выравнивания условий иностранных и российских ретейлеров. По словам президента АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), почти все международные отправления приходятся на посылки, которые ниже этой суммы, и соответственно пошлиной не облагаются. Таким образом, на рядовых покупателях AliExpress и других бюджетных площадок, реализующих преимущественно китайские товары, подобные ограничения практически не сказались.

События начала 2020 года, когда пандемия COVID-19 получила глобальный масштаб, маркетплейсы недорогих товаров из Китая, ранее находившиеся вне зоны риска, оказались под ударом. Свою роль сыграли локальные ограничения, введенные в Китае из-за вспышки вируса, и вынужденные отмены сделанных ранее заказов. Впоследствии, когда коронавирус вышел за пределы Китая, основным барьером стала потребительская настороженность. По данным SimilarWeb, посещаемость онлайн-ретейлера AliExpress.ru стала снижаться с февраля 2020 года. В условиях ограниченной конкуренции со стороны китайских продавцов, продажи российских производителей на площадке выросли на 20% за данный период.

С целью восстановить упавшие показатели, AliExpress информирует пользователей о безопасности заказа товаров из Китая и реализует различные промо-предложения. Однако, докризисный спрос пока вернуть не удалось. 

В связи с ослаблением позиций ведущих трансграничных игроков, по итогам 2020 года закономерно ожидать увеличения доли отечественных онлайн-ретейлеров в структуре российского e-commerce. Впрочем, ожидать кардинальных изменений не стоит. Потребительское поведение россиян после отмены карантина в течение первых недель вернётся в прежнее русло.

РБК Исследования рынков Одежный ретейл 2020 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 10 апреля 2024 РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2023 Опрос, проведенный «РБК Исследованиями рынков» в августе 2023 года среди 3700 россиян в возрасте 18-54, зафиксировал изменения позиций четырех крупнейших игроков рынка фаст-фуда в рейтинге наиболее популярных сетей

Сеть «Вкусно — и точка» смогла органично занять нишу McDonald's на рынке. За первую половину 2023 года рестораны сети посетили 59,7% россиян в возрасте 18-54 лет (опрашивались жители городов России, с численностью населения свыше 100 тыс. человек). По данному показателю компания пока уступает KFC и Burger King, но аудитория «Вкусно — и точка» является более лояльной, и по доле постоянных посетителей преемник McDonald's занимает первое место в рейтинге. В июле 2023 года 44,3% респондентов ответили, что обычно посещают рестораны «Вкусно — и точка». Хотя это меньше, чем было у McDonald's в 2021 году (50,9%), однако учитывая темпы расширения сети, можно полагать, что в ближайшие годы показатели ушедшей с рынка американской сети будут достигнуты.

Показать еще