Происходящая переоценка ценностей в пользу персональной ответственности за экологическую ситуацию требует иных паттернов потребления, отличных от эмоционального шопинга и стремления к быстрому обновлению гардероба, столь характерного для fast fashion. Особенно важным вопросом в новой потребительской парадигме становится забота о рациональной утилизации старых вещей.
Как показал социологический опрос, проведенный в рамках подготовки обзора «Одежный ретейл 2020», осознанное потребление как тренд пока все еще довольно слабо сказывается на потребительском поведении россиян. И дело не только в поддержке эко-инициатив ведущих брендов и готовности покупать одежду и обуви из переработанных материалов. Говоря об осознанном потреблении, имеется в виду и психологическая установка – не выбрасывать старые вещи, а отдать их на переработку или на повторное использование другим владельцам. Среди россиян подобное поведение является не исключением, однако его нельзя называть и повсеместным. Пока наиболее популярным способом избавления от старых вещей является мусорная корзина. 52% респондентов в ходе опроса признались, что выбрасывают их. Наряду с этим, 49% отдают старые вещи близким и знакомым, а 39% – увозят их на дачу. В конечном счете данные вещи попадают в мусор и утилизируются.
Повысить осознанность граждан, по крайней мере повлиять на их активность участия в программах по переработке одежды, обуви и аксессуаров могут экономические стимулы. Положительный вклад в данном направлении вносят fashion-ретейлеры, продвигающие собственные эко-инициативы. В частности, это касается возможности сдачи старых вещей с целью получения скидки на будущие покупки. Эту возможность в настоящее время предоставляют своим клиентам отнюдь не все ретейлеры. Сбор старых вещей требует дополнительных инвестиций от операторов рынка для организации самого процесса сбора и дальнейшей передачи вещей в благотворительные организации, к чем пока не готово большинство игроков fashion-ретейла. Впрочем, с точки зрения покупателя подобный способ экономии – не только денежная выгода, но и возможность решить дополнительную проблему – избавление от ненужной одежды экологичным способом, о чем все больше задумываются молодые поколения Y и Z.
На сегодняшний день лишь 10% россиян периодически сдают свои старые вещи на переработку взамен на скидку от магазинов. Несмотря на это, заинтересованы в подобных программах еще почти 75% респондентов. Заинтересованность россиян в эко-инициативе, отмечают и игроки рынка. В их числе и президент Дома моды HENDERSON Рубен Арутюнян: «В прошлом году нами была реализована масштабная акция по сбору ненужной одежды для малоимущих семей и вторичной переработки «Освободи свой гардероб с пользой». Отклик превзошел ожидания: вместо запланированной одной тонны было собрано почти четыре тонны одежды, которую мы направили в фонд «Второе дыхание» на благотворительность (для передачи нуждающимся), а также на переработку. Такой отклик говорит о том, что наша аудитория не только тщательно подходит к выбору одежды, но и ищет правильные пути ее утилизации после использования».