По данным «Анализа рынка горчицы в России», подготовленного BusinesStat в 2017 году, в период с 2012 по 2016 гг. рост ее продаж в стране наблюдался только в 2013 году (3,7% относительно предыдущего года) и не повлиял на общую отрицательную динамику показателя. В 2016 году в стране было продано 12,5 тыс. т горчицы, что на 2,8% меньше, чем в 2012 году.
В 2012-2016 гг. наибольшая доля продаж горчицы в России приходилась на розничную торговлю - в среднем 85,4%. Горчица не относится к товарам первой необходимости, поэтому в кризисные 2014-2016 гг. на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения и роста цен наблюдалось сокращение розничных продаж готовой горчицы. За пять лет продажи горчицы в рознице снизились на 2,6%.
В 2017 году также ожидается снижение натуральных продаж горчицы в рознице - на 0,8% к уровню предыдущего года. Однако по мере стабилизации экономической ситуации в 2018-2021 гг. розничные продажи горчицы в России будут расти на 0,4%-3,9% ежегодно. У горчицы нет близких товаров-заменителей, и она традиционна для русской кухни. Рост продаж будет обусловлен увеличением как числа потребителей, так и объема покупок.
На втором месте в структуре продаж горчицы - сектор HoReCa, на долю которого приходилось в среднем 9,1% от совокупных продаж продукта в 2012-2016 гг. Продажи горчицы в предприятиях общественного питания в 2014-2016 гг. снизились сильнее всего среди всех секторов. Во-первых, россияне стали чаще питаться дома, а не в точках общественного питания. Во-вторых, в кризис сокращалось число предприятий HoReCa. За 2012-2016 гг. продажи горчицы в секторе HoReCa снизились на 4,6%.
В 2012-2016 гг. в промышленную переработку реализовывалось в среднем 5,5% от совокупных продаж горчицы в России. Горчицу используют для производства разнообразных соусов, в том числе майонеза. В 2016 году в сектор промпереработки было продано 0,7 тыс. т горчицы, т.е. на 2,0% меньше, чем в 2012 г.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.