Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Амикрон-консалтинг, 27 декабря 2018

После длительного падения производство цемента в ноябре вновь показало небольшой прирост

Справка за январь-ноябрь 2018 года. Производство цемента в Российской Федерации

В ноябре динамика экономических показателей не показала заметного улучшения. По данным Минэкономразвития, ВВП вырос на 1,8% по отношению к ноябрю прошлого года (по уточненным оценкам, в октябре рост составил 2,8%, в сентябре и августе был на уровне 1,1%). Всего в январе-ноябре рост ВВП оценивается в 1,8%. Согласно данным официальной статистики, промпроизводство в ноябре выросло на 2,4% по отношению к ноябрю 2017 г. (в октябре прирост составлял 3,7%, в сентябре – 2,1%). Грузооборот транспорта вновь вырос – на 2,4% (в сентябре уменьшился – на 0,1%), на железнодорожном транспорте грузооборот вырос на 4,3% (в октябре прирост составил 3,2%).

Физический объем работ по виду деятельности «строительство» в ноябре вырос на 4,3% к соответствующему месяцу прошлого года (в октябре прирост был на уровне 2,9% в сентябре – на 0,1%), в итоге за 11 месяцев зафиксирован прирост на 0,5%, при том что в течение почти всего года фиксировалось отставание от прошлогодних значений. Ввод жилья сокращается седьмой месяц подряд, в ноябре падение замедлилось – до 4,5% (в сентябре составляло 14,7%), всего за 11 месяцев ввод жилья уменьшился на 3,7%. Данные за январь-ноябрь о вводе жилья по регионам, а также в частном секторе и застройщиками до сих пор не опубликованы. В то же время данные об объеме и динамике строительных работ по регионам уже появились. Такая ситуация зафиксирована впервые за все время наблюдений – обычно данные по вводу жилья собираются и публикуются гораздо оперативнее. Пока сложно делать выводы о причинах, но есть вероятность, что задержка данных связана с манипуляциями со статистикой с целью завышения показателей по вводу жилья.

В декабре сменился глава Росстата, новым главой стал Павел Малков, ранее занимавший должность директора Департамента государственного управления министерства экономического развития (до этого курировал вопросы информатизации в правительстве Саратовской области). Таким образом, Росстат фактически полностью перешел под контроль Минэкономразвития. Новый руководитель уже заявил о том, что Росстат будет реформирован, «реформа коснется методов сбора информации, систематизации плана статистических работ, устранения ненужных и дублирующихся данных, учета в официальной статистике данных из альтернативных источников и замены традиционных форм сбора информации». С учетом того, что новый глава Росстата до этого статистикой не занимался, соответствующей методической и научной подготовки не имеет, вероятны очень большие изменения в ситуации со статистикой, в том числе с точки зрения корректности и достоверности оценок.

Росстат пересчитал данные о производстве цемента по регионам, данные о производстве по Московской области за предыдущие месяцы были скорректированы в сторону сокращения (приведения к нормальным показателям). Пересчет был сделан еще при прежнем главе Росстата.

В ноябре производство цемента выросло. Впервые за последние полгода оценки Росстата приблизились к реальным показателям – официальная статистика оценила прирост в октябре в 0,8%, а всего за период с начала года спад – в 2,2%. По оценкам «Амикрон-консалтинг», объемы выпуска цемента по стране в ноябре выросли на 0,8% (32 тыс.т), всего за январь-ноябрь 2018 г. российскими заводами суммарно было произведено 50,8 млн.т цемента, спад по сравнению с тем же периодом 2017 г. составил 1,9% (1 млн.т).

Падение отгрузки цемента железнодорожным транспортом в ноябре вновь ускорилось и составило 5,6% к уровню ноября 2017 г. (в октябре – минус 4,1%). Всего по итогам 11 месяцев отгрузка сократилась на 7,8%. На долю жд-отгрузки в ноябре пришлось 46% (годом ранее в том же месяце – 48%). Тренд на изменение логистики в сторону поставок цемента автотранспортом продолжается.

Суммарные складские запасы у производителей в ноябре составили 1,4 млн.т, скорость обращения запасов выросла по сравнению с прошлым годом. Если годом ранее в среднем по стране их хватало на 14,1 дня, то в ноябре 2018 г. расчетный срок реализации запасов уменьшился до 11,7 дня. Это говорит о том, что затоваривания на рынке нет.

Среди регионов производственная ситуация на рынке цемента в январе-ноябре оставалась неравномерной. Наиболее позитивная динамика продолжила фиксироваться в Северо-Западном ФО – прирост составил 12,3% на фоне низкой базы прошлого года. При этом в ноябре темпы роста производства резко увеличились и достигли свыше 25%, выпуск в ноябре нарастили все заводы. Рост производства по итогам первых 11 месяцев также обеспечил Дальневосточный ФО – на 3,5%, в ноябре выпуск цемента вырос на 4,1%. В Южном федеральном округе динамика выпуска цемента по итогам 11 месяцев была положительной, прирост составил 1,2%, в ноябре производство выросло на 2%, прирост был обеспечен преимущественно за счет завода «Новоросцемент». По итогам 11 месяцев на позитивную динамику выпуска вышел Сибирский ФО – прирост на 0,2%, в ноябре рост составил 3,2%.

В остальных федеральных округах по итогам января-ноября наблюдался спад производства. Больше всего выпуск цемента сократился в Северо-Кавказском федеральном округе – на 8,5%, в ноябре производство снизилось на 0,1%, при этом лидер рынка – завода «Кавказцемент» (ЕВРОЦЕМЕНТ груп) немного увеличил выпуск. Высокими темпы падения производства в январе-ноябре были в Приволжском ФО – на 6,5%, в ноябре объемы выпуска здесь сократились сразу на 10,7%, внутри федерального округа ситуация на заводах была крайне неравномерной. В Уральском ФО в ноябре производство сократилось на 11%, в целом с начала года спад составил 4,1%.

Большинство крупнейших игроков в ноябре нарастили объемы выпуска цемента. Максимальный прирост производства обеспечил LafargeHolcim, холдинг также стал лидером с точки зрения темпов роста производства и по итогам января-ноября. HeidelbergCement в ноябре увеличил выпуск на 10%, но в целом по итогам 11 месяцев объемы остались на уровне прошлого года. ДВ-Цемент в ноябре увеличил выпуск на 7%, с начала года – на 4%. Высокие темпы роста в январе-ноябре были у «Новоросцемента». Сибцем также обеспечил позитивную динамику производства как в ноябре, так и в целом с начала года. Наиболее значимое падение по итогам 11 месяцев было зафиксировано у «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» (на 10,6% или 1,6 млн.т), в ноябре холдинг немного увеличил производство – на 2% по отношению к тому же месяцу прошлого года.

Примечание: оценки приведены без учета изменения регионов в составе СФО и ДФО.

Более подробная информация представлена в исследовании «Российский рынок цемента в 2018 г.: ситуация в январе-ноябре, события декабря».

Амикрон-консалтинг Российский рынок цемента в 2018 г.: ситуация в январе-ноябре, события декабря 35 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще