Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 8 июня 2018

Fashion-ретейл: на пути к выздоровлению

Кризис одежного ретейла продолжился и в 2017 году

Микаелян Инга,

Руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков

Об этом свидетельствуют результаты исследования «Розничные сети по продаже одежды 2018», проведенного аналитиками РБК. По итогам года продажи одежды упали на 1,4% в реальном выражении и составили 1 955 млрд руб. Сокращение оборотов операторов было несколько скомпенсировано ростом цен: в 2017 году товары категории fashion подорожали на 4,6%. Однако текущая ситуация выглядит более ободряющей по сравнению с предыдущим двухлетним периодом, за который продажи одежды претерпели сокрушительное падение. За 2015 – 2016 года игроки рынка столкнулись с 22% спадом выручки. Сетевой fashion-ретейл не стал исключением, за данный период в России закрылись свыше 1 600 специализированных магазинов одежды.

В этой связи неудивительно, что текущая рыночная ситуация со слабым падением оборота рынка и закрытиями 289 магазинов воспринимается операторами как стабилизация. Мнения топ-менеджмента компаний относительно общеэкономических реалий кардинально разнятся: одни отмечают больше минусов, в том числе, нелояльность потребителей к бренду, другие видят в сформировавшихся потребительских паттернах возможности роста.

«…стабилизация не может радовать ретейлеров фэшн-сегмента. Практически все достижения рынка за последний десяток лет свелись к нулю, приходится заново формировать лояльную аудиторию, реагировать на миграцию клиентов между ценовыми сегментами рынка, выходить на новые рынки для сохранения доли присутствия, чутко реагировать на изменения ценовых и стилистических предпочтений покупателей», – констатирует Михаил Ландышев, генеральный директор АО «Модный Континент». Пессимизм оператора вполне оправдан. В настоящее время сетевые ретейлеры вынуждены уже на протяжение 4-х лет бороться со снижением покупательской активности, восстановление которой произойдет нескоро. Эксперты связывают это как с длительным периодом падения доходов населения, так и с нестабильностью в экономической и политической среде, на которые реагирует курс рубля, а вместе с ним и потребитель.

Ряд операторов и в случае восстановления доходов населения не прогнозирует быстрого возврата к докризисному уровню потребления. Они объясняют это глобальным трендом на smart shopping, который наряду с кризисными явлениями оставляет отпечаток рациональности в поведении покупателей. «За последние два года мы наблюдаем качественное изменение нашей аудитории: появилось больше покупателей со средним доходом и выше среднего. Потребительское сознание и, соответственно, поведение стало более рациональным. Наш клиент делает выбор, исходя из наилучшего сочетания трех характеристик товара: качества, цены и актуальности», – отмечает Константин Надеждин, генеральный директор сети магазинов Familia.

В отличие от своих коллег для off-price сети данное положение дел воспринимается более чем позитивно. Кризис позволил ретейлеру почти удвоить число магазинов. Если в феврале 2015 года Familia насчитывала 101 магазин, то к февралю 2018 года их число достигло 196. Планы компании сегодня более чем оптимистичны. Ретейлер намерен продолжить экспансию. В текущем году планируются открытия не менее 40 магазинов сети как в Москве и городах-миллионерах, так и в новых локациях. Столь грандиозные планы вполне осуществимы. За период с февраль 2017 года по февраль 2018 года Familia открыла 36 новых магазинов. Достижения ретейлера приобретают больший вес и ввиду того, что компания развивается исключительно самостоятельно, не прибегая к франчайзингу.  Успехи off-price ретейлера вполне закономерны. Тренд экономичного потребления сегодня обеспечивает рост демократичных ретейлеров, предоставляющих качественный продукт. Благодаря миграции покупателей они получают доступ к более обеспеченной аудитории потребителей.

Снижение ценности бренда как значимого фактора при покупке товаров категории fashion, сегодня довольно ощутимо бьет по продажам ретейлеров, работающих в среднем и высоком ценовых сегментах. В гонке за потребительским трафиком многие из них заигрались с акциями и распродажами, получив как денежные, так и имиджевые убытки. За последний год закрылись 400 и 167 магазинов, работающих соответственно в среднем и высоком ценовых сегментах. Противоположная динамика наблюдается у операторов масс-маркета, которые продолжают наращивать свою розницу. В демократичном сегменте прирост новых магазинов составил 280. Люкс-сегмент почти не реагирует на изменения, сохраняя стабильность вопреки кризису.

 

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже одежды 2018 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще