Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
7 июля 2010

Продуктовый ритейл в 2009 году вырос на 25%

Прошедший год стал для розничной торговли РФ одним из самых тяжелых, поскольку три квартала прошлого года оборот отрасли снижался. Основной причиной стал спад в российской экономике, повлекший за собой рост безработицы и снижение доходов населения. По данным МЭР РФ, реальные темпы прироста розничной торговли в 2009 г. ушли в зону отрицательных значений и составили -5,5% по сравнению с 2008 годом.

Снижение продаж продовольственных товаров было не столь сильным и составило 2,5%, по данным Росстата. Однако сетевая розница в полной мере ощутила на себе последствия снижения потребительского спроса. В 2009 г. полностью изменилась потребительская модель россиян: они стали более чувствительны к ценам, стараясь сэкономить на покупках продуктов питания. Спросом начали пользовать дешевые товары, что стимулировало развитие сегмента товаров под собственными марками торговых сетей.

Основными проблемами кризисного 2009 г. стали следующие: изменение потребительского поведения россиян на фоне снижения доходов, удорожание заемного финансирования, высокая стоимость аренды и, как следствие, резкое снижение темпов развития торговых сетей.

По данным Департамента консалтинга РБК, сегмент продуктового ритейла в 2009 г. вырос на 24-25% в рублевом эквиваленте, снизившись примерно на 4-5% в долларовом выражении. Доля сетевой розницы в совокупном обороте продаж продуктов питания составила около 30%, причем более половины оборота торговых сетей продовольственной специализации обеспечили крупные игроки рынка.

Снизились и показатели сопоставимых продаж (LFL) ритейлеров в рублевом эквиваленте: если по итогам 2008 г. данный показатель варьировался от 17% до 35%, то в 2009 г. сопоставимые продажи, по данным компаний, выросли лишь на 4-14%, хотя отдельным компаниям удалось продемонстрировать более высокие показатели даже в условиях снижения потребительского спроса.

Практически во всех торговых форматах отмечалось снижение показателей эффективности (оборот с квадратного метра торговой площади, средний чек, ежедневное количество покупателей) в долларовом эквиваленте, однако в рублевом исчислении зафиксирован небольшой прирост относительно 2008 года.

Заметно выросло количество дискаунтеров - по оценке Департамента консалтинга РБК, их количество в исследованных 46 регионах выросло на 15,6% относительно 2008 года. Это происходило как за счет открытия новых магазинов, так и за счет переформатирования уже имеющихся у ритейлеров торговых площадей.

Однако большую часть оборота сетевой розницы обеспечили крупноформатные магазины - гипермаркеты и cash & carry, поскольку пик открытия крупноформатной розницы пришелся на 2007-2008 гг., а в 2009 г., с опозданием из-за кризиса, они начали выходить на запланированный уровень финансовых показателей. В перспективе можно ожидать увеличения доли дискаунтеров за счет магазинов, открытых в 2009-2010 годах.

Операторы рынка продолжили проведение антикризисной политики в 2009 г., однако фокус внимания переместился с сокращения издержек за счет сокращения персонала на углубленную работу с ассортиментом и снижение розничных цен, в частности, за счет работы с сегментом private label.

По мнению аналитиков Департамента консалтинга РБК, ключевыми тенденциями на российском рынке продуктового ритейла, определяющими его развитие в краткосрочной перспективе, являются следующие:

  • изменение структуры форматов в сторону резкого увеличения доли экономичных форматов на фоне падения доли супермаркетов;
  • изменение модели потребительского поведения в сторону экономичного расходования средств, рост продаж среднеценовых и дешевых товаров;
  • кардинальные изменения ассортиментной и ценовой стратегий большинства торговых сетей в сторону увеличения доли товаров низкоценового сегмента, расширение непродовольственного ассортимента у гипермаркетов;
  • изменение условий работы с поставщиками в результате более жесткого регулирования деятельности торговых организаций со стороны государства;
  • постепенное восстановление темпов количественного прироста организованной продовольственной розницы;
  • расширение потребительской аудитории за счет расширения программ лояльности;
  • освоение интернет-торговли;
  • активизация сделок M&A в секторе продуктового ритейла, значительное усиление консолидации рынка;
  • рост доли современной торговли;
  • усиление роли государства в регулировании отрасли за счет принятия нового закона о торговле.

По мнению аналитиков Департамента консалтинга РБК, в целом показатели рынка продуктового сетевого ритейла в 2010 г. будут лучше предыдущего, однако многое зависит от реализации макроэкономических тенденций потребления. Изменившаяся потребительская модель диктует изменения в ассортиментной и маркетинговой политике сетей.

Очевидно, что в России восстановления докризисных темпов прироста розничной торговли придется ждать еще очень долго. По-прежнему сохраняется угроза роста безработицы, а доходы потребителей не спешат расти. Несмотря на влияние данных негативных факторов, аналитики Департамента консалтинга РБК полагают, что 2010 г. для российского ритейла будет годом намного более удачным, чем прошедший 2009 год, а темпы прироста рынка сетевой продовольственной розницы могут превысить 20%.

Развитие сетевой продовольственной розницы в 2010-2013 гг. будет во многом определяться политикой государства в отношении торговых сетей. Принятый в 2010 г. закон о торговле нуждается в доработке, поскольку многие положения закона имеют расширенную трактовку, что может привести к неоправданным штрафам торговых сетей, замедлению их развития и снижения темпов роста организованной современной розницы.