Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
***
Идея проекта: запуск пицца-бара.
Основной ассортимент блюд:
Рыночная ситуация:
1. За 2020-2024 гг. оборот общественного питания в целом по России стране увеличился в *** раза: с *** до *** трлн руб. В августе 2025 года в сравнении с аналогичным периодом в 2024 году число новых точек общепита в стране увеличилось на ***%. Наибольший рост оборота в первом полугодии 2025 года показали пиццерии (***%) и бары (***%).
2. Оборот общественного питания в Краснодаре за январь – сентябрь 2025 года увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2024 года на ***% и составил *** млрд руб. На лето 2025 года в регионе работает *** тысячи кафе, ресторанов и других заведений — это на *** больше, чем год назад. В ресторанах Краснодара в сентябре-октябре 2025 года средний чек составил около *** рублей, что на ***% больше аналогичного периода 2024 года.
3. Объем потенциального рынка проекта в денежном выражении *** руб./мес. или ***руб./год.
Конкурентное окружение: Kubana Toskana, Frank by Basta, Пицца Robertino, BQ125.
Маркетинговые инструменты: разработка веб-сайта, группы в социальных сетях, таргетированная реклама, продвижение на Яндекс.Картах, 2ГИС и Google Maps, программа лояльности, оформление вывески, WOM-маркетинг.
Финансовые показатели проекта:
|
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
|
Необходимые вложения в проект |
тыс. руб. |
22 025 |
|
NPV |
тыс. руб. |
*** |
|
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
2,88 |
|
IRR |
% |
*** |
|
Срок окупаемости |
мес. |
18 |
|
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
|
Доходность по сложному проценту |
% |
38% |
Выдержки из исследования
Рынок общественного питания Краснодара и Краснодарского края
Рынок общественного питания Краснодара и Краснодарского края во многом повторяет развитие рынка в целом по России.
За 2020-2024 гг. оборот общественного питания в целом по России стране увеличился в 2,4 раза: с *** до *** трлн руб.
Основными позитивными для рынка факторами стали:
• Изменение пищевых привычек. В городах ускорение ритма жизни предполагает постепенный отказ от традиционного семейного приготовления и приема пищи в пользу быстрых перекусов.
• Увеличение среднего чека на фоне роста себестоимости блюд, арендных платежей, расходов на оплату труда персонала и иных затрат заведений общепита.
• Развитие сервисов доставки.
• Рост количества заведений общепита, особенно точек быстрого питания. Количество точек общепита в России растет, несмотря на то что люди стали реже их посещать. В августе 2025 года в сравнении с аналогичным периодом в 2024 году число новых точек общепита в стране увеличилось на ***%.
• Популяризация внутреннего туризма.
• Слияние ритейла и общепита. Так, многие торговые сети запустили кафе и фудкорнеры, где предлагают готовые блюда покупателям.
• Восстановление спроса на услуги предприятий питания после снятия коронавирусных ограничений.
Диаграмма 3. Оборот общественного питания в России в 2020-2024 гг. (млрд руб.)
***
Меньше всего год к году выросли обороты владельцев общепита из Санкт-Петербурга (+***%), Москвы (+***%), Краснодарского (+***%) и Камчатского (+***%) края, а также Архангельской области (+***%) .
На российском рынке общепита произошла смена драйверов развития. Если с 2022 по 2024 год оборот заведений рос в основном за счет роста числа покупок, то в 2025 году — за счет увеличения среднего чека. Так, в январе — августе 2025 года средний счет вырос на ***% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (с *** до *** ₽), при этом впервые зафиксировано снижение количества покупок — на ***%. Люди реже ходят в заведения общепита, но в среднем платят больше. За счет этого бизнес-модель складывается и в целом выручка растет: +***% в январе — августе 2025.
Цены повышают все заведения, особенно сильно — пиццерии, пекарни и заведения, которые работают навынос. Происходит перераспределение спроса с «удобных и дешевых» в пользу более качественных и продуманных форматов.
Что касается качественных характеристик рынка общественного питания, то наибольший рост оборота в первом полугодии 2025 года показали пиццерии (***%) и бары (***%).
Ситуация на рынке Краснодара и Краснодарского края отражает рынок России в целом. Общий оборот отрасли в 2024 году составил ***млрд руб. Но несмотря на успехи, рынок остается конкурентным: в 2024 году закрылись *** тыс. заведений — на ***% больше, чем годом ранее .
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики, в целом оборот общественного питания в Краснодаре за январь – сентябрь 2025 года увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2024 года на ***% и составил *** млрд руб.
Диаграмма 4. Оборот общественного питания, Краснодарский край, 2021-2025 гг., млрд руб.
***
На лето 2025 года в регионе работает *** тысячи кафе, ресторанов и других заведений — это на *** больше, чем год назад. По количеству таких объектов Кубань занимает третье место после Москвы и Московской области. Такой рост связан с увеличением турпотока: в прошлом году Краснодарский край принял более *** млн туристов, что подстегнуло спрос на еду и напитки, особенно в курортных зонах.
В январе-сентябре 2025 года оборот крупных и средних предприятий общественного питания Краснодарского края составил *** миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня аналогичного периода 2024 года на *** процентов .
Потребительское поведение
Эксперты бренда бытовой техники Starwind провели опрос среди *** жителей крупных и малых городов России, согласно результатам которого ***% россиян никогда не посещают рестораны и предпочитают домашнюю еду. Большинство россиян ходит в рестораны еженедельно (***%) или ежемесячно (***%). Лишь ***% опрошенных питаются в ресторанах ежедневно.
Еще ***% людей за последние 2–3 года стали чаще заказывать готовые блюда на дом, а 6% перешли на полуфабрикаты. Готовые блюда становятся все популярнее среди жителей крупных городов с населением от *** тысяч до *** миллиона, что связано с активным развитием сервисов доставки.
Диаграмма 5. Частота посещения ресторанов жителями России
***
Четверть опрошенных жителей тратит на походы в рестораны и кафе более ***% своего дохода. Больше половины тратит на общепит не более ***% своего бюджета (***%) и лишь ***% — до половины своих доходов.
Диаграмма 6. Распределение потребителей по доле денежные трат на рестораны в % от их дохода
***
Наиболее распространенные поводы походов в кафе и ресторан — встречи с друзьями (***%), желание сменить обстановку (***%) и отметить особенные события (***%).
Согласно исследованиям Т-Банка можно следующим образом охарактеризовать клиентов по их предпочтениям заведений общепита.
Таблица 5. Доля клиентов общепита по частоте покупок в месяц
***
В пиццериях число покупок год к году снизилось на ***%, а средний чек вырос на ***%, с *** до *** ₽. В барах покупок стали совершать на ***% больше, чем в прошлом году, средний чек при этом увеличился на ***% — с *** до ***₽. Среди всех типов заведений общепита пиццерии лидируют по росту среднего чека.
В январе – августе 2025 года средний чек у мужчин в общепите был выше, чем у женщин, на ***%. Мужчины заметно больше платят в барах и ресторанах — на *** и ***% соответственно. В целом женщины меньше платят в заведениях общепита, но доля их трат в обороте постепенно растет: с ***% в 2024 году до ***% в 2025 (в 2022 было ***%).
Средний чек в ресторанах и кафе Краснодара также показывает устойчивый рост. В 2024 году медианный чек посещения кафе, фастфуда и ресторанов достиг примерно *** рублей, увеличившись на ***% по сравнению с предыдущим годом.
В ресторанах Краснодара в сентябре-октябре 2025 года средний чек составил около *** рублей, что на ***% больше аналогичного периода 2024 года.
Таблица 6. Вклад сегментов чека в выручку Краснодарского края в 2024 году (оценочно)
***
На рынке общепита происходит переход от увеличения трафика к управлению „весом“ визита. Увеличение расходов и высокая стоимость капитала влияют на предложение. На стороне спроса отмечается тенденция к менее частым, но более значимым посещениям, что повышает средний чек за счет количества позиций внутри него, core-блюд, напитков, десертов. Чем больше наполнение чека, тем больше его сумма. В результате выручка зависит от ценовой архитектуры, а не от количества чеков.
Пиццерии и бары выигрывают благодаря стабильному качеству, разделению счета на компанию и высокому вкладу напитков в маржу, тогда как столовые и street-food теряют позиции в связи с меньшим вниманием к стандартам качества обслуживания. Децентрализация и рост внутреннего туризма переносят спрос из центров городов в пригородные районы, где открываются новые точки.
Распределение потребителей общепита Краснодара по видам национальной кухни по данным исследований и сервисов 2ГИС можно отразить следующими цифрами.
• Русская кухня — около ***% всех открытий карточек заведений с национальной кухней в городе.
• Грузинская кухня — ***% потребителей выбирают грузинскую кухню.
• Итальянская кухня — ***% посетителей предпочитают итальянскую кухню. Европейская кухня — популярна среди современных ресторанных концепций, существенная часть заведений без узкой специализации готовят блюда европейской кухни.
• Также востребованы кавказская, азиатская, узбекская, японская, сербская, татарская, украинская кухни — но их доля существенно ниже, обычно менее ***% для каждой.
Наибольшую популярность сохраняют традиционные русские, грузинские и итальянские кухни, что отражается как на запросах пользователей, так и на структуре заведений города. Американской кухни на рынке Краснодара нет, что создает дополнительную уникальность проекта.
Портрет целевой аудитории
Ниже представлено несколько групп целевой аудитории для гастро-бара с учетом возраста и уровня дохода.
Таблица 7. Группы целевой аудитории проекта
***
Ниже представлены характеристики и черты, которые могут описывать целевую аудиторию проекта:
Таблица 8. Портрет целевой аудитории проекта
***
Карта эмпатии – это инструмент, который помогает понять и визуализировать потребности, мысли, чувства и мотивации целевой аудитории или персоны. Она состоит из семи разделов, которые помогают глубже погрузиться в мир клиентов. Ниже представлена карта эмпатии для посетителей ресторана итальянской кухни:
Таблица 9. Карта эмпатии для посетителей гастро-бара
***
Потенциальный объем рынка
Как видно с предыдущего подраздела бизнес-плана, потенциальной целевой аудиторией проекта выступают мужчины и женщины в возрасте от 23 до 45 лет со средним, выше среднего или высоким уровнем дохода. В Краснодаре средние душевые доходы составили *** тыс. руб. в I квартале 2024 года. По данному показателю краевая столица заняла четвертое место среди городов РФ с постоянным населением от 500 тыс. до 1 млн человек .
Согласно официальной статистике, население города на 2025 год составляет около *** человек. Доля возрастной группы 23–45 лет для российских городов обычно составляет примерно ***% от всего населения . Оценочно численность целевой аудитории гастробара = *** человека.
Согласно опросу (см. п. 2.2. данного бизнес-плана) ***% респондентов не посещают рестораны совсем, а еще ***% посещают нерегулярно. Таким образом, в городе Краснодар проживает *** тыс. чел. потенциальной аудитории проекта наиболее активных в потреблении городских ресторанных услуг.
Ниже представлено распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризующее дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляющее собой показатели численности постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.
Таблица 10. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, Краснодарский край, 2024
***
Ключевые тенденции анализа проекта:
• Рост высокодоходных групп: Доля населения со среднедушевым доходом свыше 60 000 рублей увеличилась с ***% (2020 г.) до ***% (2024 г.);
• Снижение низкодоходных групп: Доля населения до *** рублей сократилась с ***% до ***%;
• Целевая аудитория проекта (45 000–60 000+ рублей): увеличился с ***% до ***% за период 2020–2024 гг.
Общий платежеспособный спрос (45 000+ руб.) проекта можно оценить в *** тыс. человек.
Таблица 11. Расчет платежеспособной целевой аудитории проекта
***
Согласно сегментации потенциальных потребителей Ryan и Gross, проект на первоначальном этапе его реализации может привлечь 2,5% потребителей от общей целевой аудитории, а с учетом проведения эффективной маркетинговой политики еще 13,5%. Таким образом, проект имеет возможность привлечь 16% от общей целевой аудитории.
Таблица 12. Расчет потенциальной целевой аудитории проекта
***
Количество посещений потенциальной аудиторией проекта ресторана составляет посещений в месяц. В связи с высоким уровнем чека и спецификой гастробара расчет сделан исходя из частоты посещений целевой аудиторией ресторанов и баров (таблица 2) и данных других исследований по минимальным значениям. Принятые допущения:
• «ядро лояльных гостей»: ***% платежеспособной ЦА (частота 3÷4 визита/мес.);
• «регулярные» гости: ***% (1÷2 визита/мес);
• «эпизодические» – всё остальное (0,2÷0,5 визита/мес).
Таблица 13. Расчет потенциального количества посещений гастробара в месяц
***
Объем потенциального рынка рассчитан по формуле:
Объем потенциального рынка = Количество посещений ресторана в месяц * % распределения по группам денежных трат в ресторане * средний чек
Таблица 14. Расчет потенциального объема рынка проекта в месяц.
***
Таким образом, объем потенциального рынка проекта в денежном выражении составит *** руб./мес. или *** руб./год.
|
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
|
1. Резюме проекта |
8 |
|
2. Описание проекта/ продукта |
10 |
|
2.1. Суть и идея проекта |
10 |
|
2.2. Концепция проекта |
13 |
|
2.3. Позиционирование проекта |
14 |
|
2.4. Дополнительные услуги |
15 |
|
Раздел 3. Организационный план |
16 |
|
3.1. Описание общей стратегии реализации проекта |
16 |
|
3.2. Временной график реализации проекта. |
18 |
|
3.2. Бюджет проекта по статьям расходов. |
20 |
|
Раздел 4. План финансирования |
25 |
|
Раздел 6. Анализ рынка |
26 |
|
5.1. Рынок общественного питания Краснодара и Краснодарского края |
26 |
|
5.2. Потребительское поведение |
29 |
|
5.3. Портрет целевой аудитории |
33 |
|
5.4. Потенциальный объем рынка |
35 |
|
5.5. Барьеры входа в отрасль |
39 |
|
Раздел 6. План продаж и стратегия маркетинга |
41 |
|
6.1. Сравнительный конкурентный анализ продукта |
41 |
|
6.2. Маркетинговый план |
45 |
|
6.2.1. Разработка веб-сайта |
46 |
|
6.2.2. Группы в социальных сетях |
47 |
|
6.2.3. Таргетированная реклама |
48 |
|
6.2.4. Продвижение на Яндекс.Картах, 2ГИС и Google Maps |
48 |
|
6.2.5. Программа лояльности |
49 |
|
6.2.6. Оформление вывески ресторана |
50 |
|
6.2.7. WOM-маркетинг и коллаборации с блогерами |
51 |
|
6.3. Прогноз объема продаж по проекту |
53 |
|
Раздел 7. Анализ ресурсов |
54 |
|
Раздел 8. Организационный план |
57 |
|
8.1. Помещение |
57 |
|
8.2. Оборудование |
58 |
|
8.3. Персонал |
60 |
|
8.4. План производства |
60 |
|
8.5. Краткое описание производственного процесса |
61 |
|
Раздел 9. Финансовый план |
64 |
|
9.1. Допущения, принятые для расчетов |
64 |
|
9.2. Сезонность |
66 |
|
9.3. Цены |
67 |
|
9.4. Объемы реализации |
68 |
|
9.5. Выручка |
68 |
|
9.6. Персонал |
69 |
|
9.7. Затраты |
71 |
|
9.8. Налоги |
72 |
|
9.9. СОК |
72 |
|
9.10. Амортизационные отчисления |
73 |
|
9.11. Кредитный калькулятор |
74 |
|
9.12. Отчет о прибылях и убытках |
75 |
|
9.13. Отчет о движении денежных средств |
76 |
|
9.14. Баланс |
78 |
|
9.15. Показатели экономической эффективности |
80 |
|
Раздел 10. Анализ проектных рисков |
84 |
|
10.1. Анализ чувствительности |
84 |
|
10.2. Анализ безубыточности |
93 |
|
10.3. Анализ проектных рисков и пути их минимизации |
96 |
|
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
100 |
|
Диаграммы |
|
|
Диаграмма 1. График вложения капитальных инвестиций в проект, тыс. руб. |
23 |
|
Диаграмма 2. Структура финансирования проекта, в % |
25 |
|
Диаграмма 3. Оборот общественного питания в России в 2020-2024 гг (млрд руб.) |
27 |
|
Диаграмма 4. Оборот общественного питания, Краснодарский край, 2021-2025 гг., млрд руб. |
28 |
|
Диаграмма 5. Частота посещения ресторанов жителями России |
30 |
|
Диаграмма 6. Распределение потребителей по доле денежные трат на рестораны в % от их дохода |
30 |
|
Диаграмма 7. Динамика выручки проекта, тыс. руб. без НДС |
53 |
|
Диаграмма 8. Сезонность продаж, в % |
66 |
|
Диаграмма 9. Динамика выручки по проекту, 2025 – 11 мес. 2030 гг., тыс. руб. |
69 |
|
Диаграмма 10. Центры прибыли по проекту, в % от общего |
69 |
|
Диаграмма 11. График выплаты кредитных средств, тыс. руб. |
74 |
|
Диаграмма 12. Чистая прибыль (убыток) по проекту, 2025 – 11 мес. 2030 гг., тыс. руб. |
76 |
|
Диаграмма 13. График вложений со стороны инвестора в проект, тыс. руб. |
78 |
|
|
|
|
Рисунки |
|
|
Рисунок 1. Денежные потоки по проекту аккумулированным итогом, тыс. руб. |
9 |
|
Рисунок 2. Сезонность цен |
67 |
|
Рисунок 3. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, 2025 – 11 мес. 2030 гг., тыс. руб. |
76 |
|
Рисунок 4. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
78 |
|
Рисунок 5. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
83 |
|
Рисунок 6. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
95 |
|
Таблица 1. Финансовые показатели по проекту |
8 |
|
Таблица 2. Основа меню создаваемого гастробара |
11 |
|
Таблица 3. Стартовые инвестиции |
21 |
|
Таблица 4. Условно постоянные расходы |
23 |
|
Таблица 5. Доля клиентов общепита по частоте покупок в месяц |
31 |
|
Таблица 6. Вклад сегментов чека в выручку Краснодарского края в 2024 году (оценочно) |
32 |
|
Таблица 7. Группы целевой аудитории проекта |
33 |
|
Таблица 8. Портрет целевой аудитории проекта |
34 |
|
Таблица 9. Карта эмпатии для посетителей гастро-бара |
35 |
|
Таблица 10. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, Краснодарский край, 2024 |
36 |
|
Таблица 11. Расчет платежеспособной целевой аудитории проекта |
37 |
|
Таблица 12. Расчет потенциальной целевой аудитории проекта |
37 |
|
Таблица 13. Расчет потенциального количества посещений гастробара в месяц |
38 |
|
Таблица 14. Расчет потенциального объема рынка проекта в месяц. |
38 |
|
Таблица 15. Профиль конкурентного проекта ресторан «Kubana Toskana» |
41 |
|
Таблица 16. Профиль конкурентного проекта ресторан «Frank by Баста» |
42 |
|
Таблица 17. Профиль конкурентного проекта ресторан «Пицца Robertino / Робертино» |
42 |
|
Таблица 18. Профиль конкурентного проекта ресторан «BQ125» |
43 |
|
Таблица 19. Сводная таблица сравнения основных конкурентных проектов |
43 |
|
Таблица 20. Конкурентное преимущество проекта KIS Detroit Pizza Bar |
45 |
|
Таблица 21. Рекомендуемая структура сайта |
46 |
|
Таблица 22. Стратегии использования социальных сетей |
47 |
|
Таблица 23. Элементы программы лояльности |
49 |
|
Таблица 24. План выручки по проекту на 5 лет |
53 |
|
Таблица 25. Планировка помещения гастробара |
58 |
|
Таблица 26. Оборудование |
58 |
|
Таблица 27. Штат персонала |
60 |
|
Таблица 28. План производства в месяц |
61 |
|
Таблица 29. Описание базовых допущений, принятых по проекту |
64 |
|
Таблица 30. Числовые значения базовых допущений |
65 |
|
Таблица 31. Сезонность продаж |
66 |
|
Таблица 32. Рост цен с учетом инфляции |
67 |
|
Таблица 33. Объемы реализации по проекту |
68 |
|
Таблица 34. Выручка от реализации услуг, тыс. руб. |
68 |
|
Таблица 35. Фонд оплаты труда и налоговые отчисления на фонд оплаты труда |
69 |
|
Таблица 36. Затраты по проекту, тыс. руб. |
71 |
|
Таблица 37. Налоговые отчисления по проекту, тыс. руб. |
72 |
|
Таблица 38. Нормативы по оборачиваемости |
73 |
|
Таблица 39. Расчет собственного оборотного капитала по проекту, тыс. руб. |
73 |
|
Таблица 40. Амортизационные отчисления в проект, тыс. руб. |
73 |
|
Таблица 41. Условия привлечения кредитных средств |
74 |
|
Таблица 42. Кредитный калькулятор |
74 |
|
Таблица 43. Отчет о прибылях и убытках, 2025 – 11 мес. 2028 гг., тыс. руб. |
75 |
|
Таблица 44. Отчет о движении денежных средств, 2023 – 10 мес. 2028 гг., тыс. руб. |
77 |
|
Таблица 45. Баланс предприятия, тыс. руб. |
79 |
|
Таблица 46. Расчет основных финансовых показателей по проекту |
82 |
|
Таблица 47. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
94 |
|
Таблица 48. Анализ проектных рисков и пути их минимизации |
96 |