Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: организация и открытие частной школы.
Основной вид деятельности: предоставление услуг в сфере образования, а именно образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, присмотр и уход за детьми.
Основные образовательные программы школы:
• средняя общеобразовательная школа 1-11 класс – по 1 классу в параллели;
• подготовительный класс – 0 класс;
• дополнительное образование.
Анализ рынка:
1. По данным Госкомстата на 2020 г. население страны составляет *** тыс. чел., из них детей в возрасте от 5 до 19 лет – *** тыс. чел.
2. России грозит дефицит мест в школах. Сейчас в школах России учится *** млн. детей и подростков. К 2024 году численность школьников составит почти *** млн. чел.
3. Общее число школ в стране Росстат по итогам 2018 года оценивает в *** единиц, что на ***% меньше, чем было годом ранее. При этом число школьников за тот же год выросло на ***%, с 15,7 млн до *** млн.
4. Уже в 1995 г. функционировали *** частных школ, а к 2018 г. их число выросло на ***% и составило ***.
5. Количество потенциальных клиентов в г. *** составляет *** учеников ежегодно. Объем рынка в денежном выражении оценивается разработчиком бизнес-плана на уровне *** млн. руб. за год.
Конкурентное окружение: гимназия «***», частная школа «***», Студия свободного образования «***».
Преимущества создаваемого проекта:
• полупансион (режим работы с 8.00 –20.00);
• небольшие классы (до 15 человек);
• большая школа с инфраструктурой городской школы;
• лучшие учителя в городе;
• современная образовательная программа;
• использование современных технологий в обучении;
• все домашние задания выполняются в школе;
• активный и разнообразный досуг;
• 4-разовое питание;
• безопасность детей на высшем уровне.
Маркетинговые активности: реклама в сети Интернет (веб-сайт, SMM, Яндекс.Директ, Google Adwords, видеоканал на YouTube, публикация информации о школе в 2GIS, на Yandex.Maps и Google.Maps), наружная реклама, «сарафанное радио».
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
38 981 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
PI |
раз |
1,16 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
33 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Объем и характеристика рынка
По данным Госкомстата на 2020 г. население страны составляет *** тыс. чел., из них детей в возрасте от 5 до 19 лет – *** тыс. чел.
России грозит дефицит мест в школах. Сейчас в школах России учится *** млн. детей и подростков, однако уже в ближайшие годы численность учащихся должна резко вырасти. К 2024 году численность школьников составит почти *** млн. чел.
Общее число школ в стране Росстат по итогам 2018 года оценивает в *** единиц, что на ***% меньше, чем было годом ранее. При этом число школьников за тот же год выросло на ***%, с *** млн. до *** млн.
В начале девяностых годов в России появились первые частные школы, количество которых резко увеличилась всего за несколько лет. Уже в 1995 г. функционировали *** таких организаций, а к 2018 г. их число выросло на ***% и составило ***. Заметный скачок числа частных школ в период с 2016 по 2017 г. частично объясняется не только открытием новых негосударственных общеобразовательных организаций, но и изменением методологии федерального статистического наблюдения (ФСН). С 2016 г. в форме ФСН №ОО-1 число организаций учитывается по количеству лицензий, выданных на осуществление образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В число этих организаций попадают и иные негосударственные учреждения: вузы, колледжи и т. д., но выделить их количество по данным открытой статистики невозможно.
Диаграмма 1. Динамика числа частных школ, а также их доли в общем числе общеобразовательных организаций России (на вспомогательной оси), %
***
Доля частных школ в общем числе общеобразовательных организаций за 23 года увеличилась в *** раза: с ***% до ***%. Численность обучающихся в частных школах также выросла за прошедший период. В 1995 г. здесь обучались всего *** тыс. детей, а к 2018 г. их стало больше в *** раза — *** тыс. человек. При этом их доля в общей численности российских школьников остается очень незначительной – ***%. По этим показателям Россия существенно отстает от большинства стран мира.
По сравнению с государственными частные школы продолжают оставаться небольшими. Их средний размер соответствует среднему размеру сельских общеобразовательных организаций.
Большая часть из частных школ (более ***%) являются организациями с углубленной подготовкой школьников. По данным Росстата, охват учащихся частных школ углубленным изучением отдельных предметов составил ***%. Это в полтора раза больше, чем в государственном секторе (***%).
Диаграмма 2. Средняя численность учеников в одной общеобразовательной организации, чел.
***
Диаграмма 3. Доля частных школ, имеющих особенности образовательной деятельности, % от общего числа частных общеобразовательных организаций
***
Российские частные школы очень слабо ориентированы на такие категории школьников, как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды. Менее ***% частных школ в той или иной степени готовы предоставлять им образовательные услуги. Больше ***% частных школ работают только с младшим контингентом, обеспечивая дошкольное общее и начальное общее образование. Примерно столько же частных школ являются интернатом или имеют интернат. Специализация каждой третьей частной школы в обеспечении образования повышенного уровня подтверждает их ориентацию на реализацию более высоких запросов потребителей к качеству образования. Большая часть частных школ позиционируют себя как гимназии, каждая пятая является школой с углубленным изучением отдельных предметов.
Диаграмма 4. Распределение частных школ с углубленной подготовкой школьников, %
***
Тенденции использования технологий дистанционного образования среди частных школьных заведений показаны на диаграмме ниже.
Диаграмма 5. Доля школьников, обучающихся с использованием указанных форм и технологий, в частных школах, %
***
Региональные особенности развития частного сектора в России
Сильная региональная дифференциация России определяет и особенности развития частного сектора школьного образования. В настоящее время распределение негосударственных школ по территории России имеет ярко выраженную концентрацию в столичной зоне. В Москве и Московской области расположены 30% всех частных школ. В целом по стране половина всех негосударственных общеобразовательных организаций находятся в семи (8%) субъектах Российской Федерации.
В 14 регионах России частный школьный сектор полностью отсутствует. Большая часть таких регионов расположена в Дальневосточном и Приволжском федеральных округах.
Диаграмма 6. Распределение частных школ по регионам России, %
***
Потребительские характеристики частной школы
Основные характеристики, которые, по мнению экспертов и потребителей образовательных услуг, отличают или должны отличать частные школы от государственных следующие:
• более высокое качество образовательных результатов, в том числе для высокомотивированных школьников и школьников, испытывающих сложности при обучении в государственных школах;
• индивидуальный подход к детям, включая индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение и индивидуальные образовательные траектории;
• большее число учебных предметов и возможностей в сфере дополнительной занятости детей, в том числе дополнительного образования, обеспечивающего широкий выбор для учеников;
• высокая чувствительность и скорость адаптации к внешним условиям, в том числе к изменению технологических требований и к социальному заказу на образование.
Можно выделить ряд критериев, по которым частные школы предпочтительнее государственных для родителей:
Анализируя образовательный бизнес в целом, можно сказать, что несмотря на довольно высокую стоимость данных услуг, он очень перспективен и востребован. Кроме того, это престижная сфера социального бизнеса всесторонне поддерживание и финансируется государством.
Целевая аудитория проекта
Целевой аудиторией проекта являются дети в возрасте от 6 до 17 лет, охваченные сферой школьного образования. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по *** области процент населения в указанном выше возрасте составляет ***% от общего количества населения.
По состоянию на 2020 год количество населения *** составляет *** человек, из которых *** детей школьного возраста. В *** проживает *** чел., из которых *** школьников. Для расчёта целевой аудитории необходимо учитывать распределение населения *** области по величине среднедушевых денежных доходов.
Таблица 1. Распределение населения *** области по величине среднедушевых денежных доходов
***
Расчет целевой аудитории по проекту представлен в таблице ниже.
Таблица 2. Расчёт объема рынка в количественном и денежном выражениях
***
Количество потенциальных клиентов в г. *** составляет *** учеников ежегодно. Объем рынка в денежном выражении оценивается разработчиком бизнес-плана на уровне *** млн. руб. за год.
Перечень таблиц и рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Общие сведения о проекте |
8 |
1.1. Описание идеи проекта |
8 |
1.2. Внеурочная деятельность и факультативы, дополнительное образование |
10 |
1.3. Основные партнеры по проекту |
10 |
1.4. Месторасположение школы |
11 |
Раздел 2. Анализ рынка |
13 |
2.1. Объем и характеристика рынка |
13 |
2.2. Региональные особенности развития частного сектора в России |
17 |
2.3. Потребительские характеристики частной школы |
18 |
2.4. Целевая аудитория проекта |
20 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
22 |
3.1. Характеристика основных конкурентов |
22 |
3.2. SWOT-анализ |
26 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
28 |
4.1. Определение целевой аудитории |
28 |
4.2. Основные цели маркетинговой стратегии |
28 |
4.3. Стратегия продвижения |
29 |
4.4. Основные средства распространения рекламы |
31 |
Раздел 5. Организационный план |
33 |
5.1. Организационно-правовая форма |
33 |
5.2. Лицензирование и аккредитация |
34 |
5.3. Правовые аспекты проекта |
35 |
5.4. Первоначальные инвестиции в открытие частной школы |
36 |
5.5. График вложения первоначальных инвестиций |
36 |
5.6. План найма персонала |
36 |
Раздел 6. Финансовый план |
38 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
38 |
6.2. Сезонность |
41 |
6.3. Цены |
42 |
6.4. Объемы реализации |
43 |
6.5. Выручка |
43 |
6.6. Персонал |
45 |
6.7. Затраты |
46 |
6.8. Налоги |
47 |
6.9. СОК |
47 |
6.10. Отчет о прибылях и убытках |
49 |
6.11. Отчет о движении денежных средств |
50 |
6.12. Баланс |
52 |
6.13. Показатели экономической эффективности |
53 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
58 |
7.1. Проектные риски и пути их минимизации |
58 |
7.2. Анализ чувствительности |
59 |
7.3. Анализ безубыточности |
68 |
Раздел 8. Предложение инвестору |
71 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
74 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Динамика числа частных школ, а также их доли в общем числе общеобразовательных организаций России (на вспомогательной оси), % |
14 |
Диаграмма 2. Средняя численность учеников в одной общеобразовательной организации, чел. |
15 |
Диаграмма 3. Доля частных школ, имеющих особенности образовательной деятельности, % от общего числа частных общеобразовательных организаций |
15 |
Диаграмма 4. Распределение частных школ с углубленной подготовкой школьников, % |
16 |
Диаграмма 5. Доля школьников, обучающихся с использованием указанных форм и технологий, в частных школах, % |
17 |
Диаграмма 6. Распределение частных школ по регионам России, % |
18 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
30 |
Перечень таблиц и рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Общие сведения о проекте |
8 |
1.1. Описание идеи проекта |
8 |
1.2. Внеурочная деятельность и факультативы, дополнительное образование |
10 |
1.3. Основные партнеры по проекту |
10 |
1.4. Месторасположение школы |
11 |
Раздел 2. Анализ рынка |
13 |
2.1. Объем и характеристика рынка |
13 |
2.2. Региональные особенности развития частного сектора в России |
17 |
2.3. Потребительские характеристики частной школы |
18 |
2.4. Целевая аудитория проекта |
20 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
22 |
3.1. Характеристика основных конкурентов |
22 |
3.2. SWOT-анализ |
26 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
28 |
4.1. Определение целевой аудитории |
28 |
4.2. Основные цели маркетинговой стратегии |
28 |
4.3. Стратегия продвижения |
29 |
4.4. Основные средства распространения рекламы |
31 |
Раздел 5. Организационный план |
33 |
5.1. Организационно-правовая форма |
33 |
5.2. Лицензирование и аккредитация |
34 |
5.3. Правовые аспекты проекта |
35 |
5.4. Первоначальные инвестиции в открытие частной школы |
36 |
5.5. График вложения первоначальных инвестиций |
36 |
5.6. План найма персонала |
36 |
Раздел 6. Финансовый план |
38 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
38 |
6.2. Сезонность |
41 |
6.3. Цены |
42 |
6.4. Объемы реализации |
43 |
6.5. Выручка |
43 |
6.6. Персонал |
45 |
6.7. Затраты |
46 |
6.8. Налоги |
47 |
6.9. СОК |
47 |
6.10. Отчет о прибылях и убытках |
49 |
6.11. Отчет о движении денежных средств |
50 |
6.12. Баланс |
52 |
6.13. Показатели экономической эффективности |
53 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
58 |
7.1. Проектные риски и пути их минимизации |
58 |
7.2. Анализ чувствительности |
59 |
7.3. Анализ безубыточности |
68 |
Раздел 8. Предложение инвестору |
71 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
74 |