Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
К данному бизнес-плану прилагается 2 финансовые модели (под рынок СНГ; Европы и США) в отдельном файле, которые позволяют с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Миссия проекта: развитие бизнеса по производству четырехместного цельнометаллического самолета модели «***» и расширение присутствия на международных рынках.
Варианты сотрудничества с инвестором
Вариант №1 – Продажа корпоративных прав компании от 50 % + сертификация в течении двух лет по стандартам: EASA (Европейский) или FAA (Американский). (Стоимость для инвестора – *** $)
Вариант №2 – Продажа корпоративных прав компании от 50 % + Сертификат типа UA (Украина, РФ, страны СНГ, Азия и Африка).
(Стоимость для инвестора – *** $)
Основные рынки сбыта
Учитывая динамику развития региональных рынков, конкуренцию и перспективы, можно сделать вывод, что целевыми рынками компании для внешней экспансии являются рынки Юго-Восточной Азии и Индии, России и Казахстана, Среднего Востока, США и Канады.
Обзор конкурентного окружения
Модели, близкие по характеристикам, уступают по уровню безопасности, имеют более высокую цену, меньшую полезную нагрузку, больший расход топлива, более требовательны к ВПП (длина разбега/пробега) и техническому обслуживанию.
Универсальность модели «***», безопасность, сравнительно низкая цена, невысокие эксплуатационные расходы предполагают широкий спектр использования самолета в различных отраслях жизни, что формирует его рыночную привлекательность.
Финансовые показатели проекта
Вариант сотрудничества №1
Показатели |
Ед. изм. |
Для компании |
Для инвестора |
Необходимые инвестиции |
тыс. $ |
2 970 |
2 535 |
NPV |
тыс. $ |
*** |
*** |
IRR |
% |
66% |
42% |
Срок окупаемости |
мес. |
2,8 |
3,8 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
*** |
Вариант сотрудничества №2
Показатели |
Ед. изм. |
Для компании |
Для инвестора |
Необходимые инвестиции |
тыс. $ |
2 370 |
2 235 |
NPV |
тыс. $ |
*** |
*** |
IRR |
% |
54% |
29% |
Срок окупаемости |
мес. |
3,1 |
4,5 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
*** |
Выдержки из исследования
Общие тенденции мирового рынка
Мировая авиационная индустрия в последние 5 лет испытала значительный рост благодаря мягким регуляторным принципам и доступным воздушным перевозкам. Использование низко затратных перевозчиков со сниженными тарифами (low-cost) стало популярным на развитых рынках, а также среди населения среднего класса. Аналогичным образом, с ростом авиаперевозок наблюдается одновременное увеличение спроса на легкие самолеты для коммерческого и личного использования.
Мировой рынок легких самолетов характеризуется наличием множества глобальных, региональных и местных производителей. Рынок обладает высокой конкуренцией между всеми игроками, конкурирующими за достижение максимальной доли рынка.
По оценкам Technavio, рост рынка зависит от рыночных условий, государственной поддержки и развития отрасли. Таким образом, производители должны сосредоточиться на расширении географии продаж и совершенствовании своей продукции.
Вместе с тем, интенсивная конкуренция, быстрые успехи в технологиях, частые изменения в государственной политике и экологических нормах являются ключевыми факторами, которые создают угрозу для роста рынка.
Потенциальными покупателями самолета являются представители среднего класса, а именно высшей его прослойки (Upper middle class). Согласно прогнозам аналитиков McKinsey, в ближайшем будущем (до 2030 года) ожидается рост численности среднего класса, особенно в азиатско-тихоокеанском регионе.
Кроме того, именно представители среднего класса являются потенциальными потребителями услуг авиатакси, индивидуальных авиа туров и т.д.
Диаграмма 1. Прогноз численности среднего класса по регионам, млн. чел.
***
Аналитики авиарынка Technavio прогнозируют, что мировой рынок легких самолетов будет стабильно расти cо средним приростом (CAGR) около ***% к 2021 году. Одним из основных факторов для этого рынка является быстрый рост индустрии туризма по всему миру. Сектор туризма и путешествий демонстрирует значительный рост из-за улучшения экономических условий ряда стран и увеличения числа поездок. В последние годы он быстро развивается и по объемам выручки в мировом масштабе даже превосходит IТ-отрасль, а именно – объем мирового IT-рынка в 2017 году составил *** трлн. дол. (по данным Garthner), тогда как объем мирового рынка туризма составил *** трлн. дол. в 2017 году.
Основным преимуществом легких самолетов над вертолетами является их экономическая эффективность. Кроме того, вертолетные туры стоят дороже по сравнению с легкими самолетами; легкий самолет оснащен в среднем от одного до шести мест, он предоставляет индивидуальные туры для пассажиров. Такие самолеты могут быть использованы для краткосрочного путешествия по историческим памятникам, религиозным местам, морским пляжам, островам или горным районам.
Ожидается, что эти преимущества легких самолетов в индустрии туризма будут способствовать росту мирового рынка легких самолетов во время прогнозируемого периода. Кроме ожидаемого роста активности в сфере отдыха и спорта, прогнозируется рост личных располагаемых доходов наряду со снижением эксплуатационных расходов легких самолетов, что также простимулирует мировой рынок легких самолетов. Следующим благоприятным фактором для роста рынка является снижение цен на авиатопливо (в среднем на ***% в год).
В целом, по оценкам аналитиков Technavio, общий прирост рынка в долларовом выражении ожидается на сумму *** млн. дол. и к 2021 году объем рынка легких самолетов достигнет *** млн. дол. (в т. ч. рынок Северной и Южной Америки – *** млн. дол.) против *** млн. дол. в 2016 году.
Сегментация рынка
Четырехместные самолеты с одним авиационным двигателем внутреннего сгорания (поршневым двигателем) относятся к классу легких самолетов с максимальной взлетной массой менее *** кг. Их используют преимущественно в личных целях иногда в качестве аэротакси, перевозке грузов, патрульного или учебного самолета. Сокращенно они называются ВС АОН – Воздушное Судно Авиации Общего Назначения.
Наибольшее количество самолетов этого класса находится в эксплуатации в авиации общего назначения. Например, в США в конце прошлого века они составляли более ***% парка ВС АОН. Следовательно, рынок легких четырехместных самолетов с одним поршневым двигателем является частью мирового рынка воздушных судов авиации общего назначения.
Уровень развития АОН в разных странах крайне неоднороден: большая часть мирового парка ВС АОН сосредоточена в США. В той или иной степени он развит более чем в 40 странах мира. В остальных государствах АОН находится в зачаточном состоянии или вообще отсутствует.
Таблица 1. Сегментация рынка легких самолетов по регионам
***
Согласно данным GAMA – General Aviation Manufacturing Association – ассоциации производителей авиации общего назначения, в настоящее время мировой парк АОН составляет более *** тыс. воздушных судов. В отличие от коммерческих воздушных судов, потребность в ВС АОН в меньшей степени зависит от транспортных потребностей населения.
Как видно из табл. 5, процент легких самолетов терпит небольшое снижение в Америке, в Европе наблюдается резкое снижение с 2015-го года, тогда как в остальных регионах можно заметить рост. Хотя согласно прогнозам Persistence Market Research, рынок Европы сохранит позиции доминирующего вплоть до 2021 года из-за роста рекреационных и спортивных мероприятий. Североамериканский регион очень перспективный, так как имеет больше *** аэропортов (около *** в США и больше 1000 в Канаде), пригодных для АОН, для сравнения регулярные перевозки проходят только в *** аэропортах США. Согласно данным Американской ассоциации владельцев и пилотов воздушных суден, отрасль АОН занимает ***% ВВП страны, обеспечивая около 1.3 миллиона рабочих мест включая как производство, так и сервис.
Рынок США характеризуется высокоразвитой культурой легкой авиации. Америка лидирует в количестве частных владельцев самолетов. В данном регионе, согласно статистике Федеральной авиационной администрации США (FAA, далее ФАА), которая предоставляет данные по числу активных воздушных суден с сегментацией по характеру использования, самым популярным видом деятельности, являются частные полеты. Второе место держат бизнес перелеты, и инструкторская деятельность, третье место занимает аэросъемка. Следует отметить, что в странах Западной Европы и Северной Америки под термином «General Aviation (GA)» понимается вся авиация, кроме военной и коммерческой, работающей на регулярной основе (хотя данный вид также учитывается в статистике ФАА).
Таблица 2.Сегментация АОН в США по видам деятельности, тысяч суден
***
Из таблицы 7 можно заключить, что коммерческое использование без нанятого экипажа выросло, также выросло число суден, используемых в инструкторской деятельности и аэросъемки. Тогда как использование суден в медицинской и сельскохозяйственной деятельности несколько спало. Количество всех суден малой авиации имеет восходящую тенденцию. По отрасли аэротакси и другим авиаперевозкам ФАА предоставляет такую статистику:
Таблица 3.Сегментация отрасли аэротакси и других аэроперевозок, тысяч суден
***
Азиатско-Тихоокеанский регион занял в 2017 году второю по размерам долю рынка. Рост в регионе Среднего Востока и Африки резко увеличился за последние 3 года: с ***% в 2015 до ***% в 2017. Так, если в 2001 году в Китае насчитывалось лишь *** воздушных судов, за последние 8 лет, по оценкам Китайского общества аэронавтики и астронавтики и Ассоциации АОН Китая, этот показатель был увеличен почти в пять раз, а к 2020 потребности внутреннего рынка страны составят *** судов, а объем – *** млрд. юаней.
Диаграмма 2.Сегментация рынка легких самолетов по регионам
***
Производство данного типа самолетов также терпит изменения. Следует отметить, что согласно данным GAMA, в 2017 году было произведено *** самолетов с одним ДВС (двигателем внутреннего сгорания) против *** в 2016.
Таблица 4. Количество произведенных самолетов с одним ДВС и их доля
***
Американский рынок остается достаточно насыщенным и в основном предлагает на международный рынок технику, бывшую в использовании. Так как компания занимается производством новых продуктов, ожидается низкая конкуренция с товарами этого рынка в своем ценовом сегменте.
Развитие Азиатско-Тихоокеанского рынка имеет потенциал присутствия для новых участников, поскольку данный сегмент показывает существенный рост. Однако следует отметить, что на китайском рынке следует ожидать большой конкуренции с местными производителями, также КНР имеет определение протекционистские меры, усложняющие доступ иностранных компаний в китайский регион.
Регион России и Казахстана имеет огромный потенциал и является ненасыщенным – из-за больших территорий, недостаточного количества собственных производителей (*** малых авиастроительных предприятий в России, тогда как в США – ***) и слабо развитой инфраструктуры в восточных регионах. Таким образом, на рынке присутствует потребность в легких самолетах, поэтому после локализации там производства и основания по сути национального производителя, можно прогнозировать высокие объемы продаж. Дополнительным преимуществом рынка данного региона является ограниченное присутствие западных компаний из-за наложенных санкций.
Что касается индийского рынка, то по оценкам специалистов на данный момент флот ВС АОН в Индии составляет порядка *** самолетов, а до 2020 года ожидается прирост на уровне *** самолетов в год. На этом основании сделано предположение, что компания сможет занять до ***% рынка в первую очередь за счет надежности конструкции и более низкой цены, чем у конкурентов.
Развитие рынка Украины заложено на уровне продолжения имеющихся трендов постепенного прироста объемов продаж – на *** единицы больше в течение 2-х лет.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Глоссарий |
5 |
Резюме |
6 |
Раздел 1. Характеристика самолета |
8 |
Введение |
8 |
1.1. Общие сведения о самолете |
9 |
1.2. Технология |
13 |
1.3. Гибкие технические решения |
14 |
1.4. Варианты сотрудничества |
15 |
Раздел 2. Анализ рынка |
17 |
2.1. Общие тенденции мирового рынка |
17 |
2.2. Сегментация рынка |
19 |
Выводы по результатам анализа рынка |
25 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
26 |
3.1. Анализ конкурентов |
26 |
3.2. Преимущества модели самолета «***» |
29 |
Выводы |
33 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
35 |
4.1. Участие в выставках |
35 |
4.2. Продвижение продукта в социальных сетях |
41 |
4.3. Специализированные журналы |
42 |
4.5. Бюджет маркетинга |
43 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
45 |
5.1. Характеристика производства |
45 |
5.2. План производства |
46 |
5.3. Персонал |
49 |
Раздел 6. Финансовый план |
51 |
6.1. Вариант сотрудничества №1 |
51 |
6.1.1. Допущения, использованные при расчетах |
51 |
6.1.2. Цены |
52 |
6.1.3. Объемы реализации |
53 |
6.1.4. Выручка |
53 |
6.1.5. Персонал (ФОТ) |
53 |
6.1.6. Затраты |
55 |
6.1.7. Налоги |
56 |
6.1.8. Инвестиции |
57 |
6.1.9. Капитальные вложения |
57 |
6.1.10. Амортизационные отчисления |
58 |
6.1.11. Отчет о прибыли и убытках |
59 |
6.1.12. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
61 |
6.1.13. Отчет о движении денежных средств |
63 |
6.1.14. Показатели экономической эффективности проекта |
65 |
6.2. Вариант сотрудничества №2 |
70 |
6.2.1. Допущения, использованные при расчетах |
70 |
6.2.2. Цены |
71 |
6.2.3. Объемы реализации |
72 |
6.2.4. Выручка |
72 |
6.2.5. Персонал (ФОТ) |
72 |
6.2.6. Затраты |
74 |
6.2.7. Налоги |
75 |
6.2.8. Инвестиции |
76 |
6.2.9. Капитальные вложения |
76 |
6.2.10. Амортизационные отчисления |
77 |
6.2.11. Отчет о прибыли и убытках |
78 |
6.2.12. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
80 |
6.2.13. Отчет о движении денежных средств |
82 |
6.2.14. Показатели экономической эффективности проекта |
84 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
89 |
7.1. Анализ чувствительности |
89 |
7.1.1. Вариант сотрудничества №1 |
90 |
7.1.2. Вариант сотрудничества №2 |
95 |
7.2. Анализ безубыточности |
100 |
7.2.1. Вариант сотрудничества №1 |
101 |
7.2.2. Вариант сотрудничества №2 |
102 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
104 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Прогноз численности среднего класс по регионам, млн. чел. |
18 |
Диаграмма 2.Сегментация рынка легких самолетов по регионам |
23 |
Таблицы |
|
Таблица 1. Характеристики самолета «***» |
10 |
Таблица 2. Технические условия |
10 |
Таблица 3.Расчетные ограничения |
11 |
Таблица 4.Условия эксплуатации |
11 |
Таблица 5. Сегментация рынка легких самолетов по регионам |
20 |
Таблица 6.Сегментация АОН в США по видам деятельности, тысяч суден |
21 |
Таблица 7.Сегментация отрасли аэротакси и других аэроперевозок, тысяч суден |
22 |
Таблица 8. Количество произведенных самолетов с одним ДВС и их доля. |
23 |
Таблица 9. Сравнение основных характеристик конкурентов и «***» |
28 |
Таблица 10.Сравнение цен самолетов для самостоятельной сборки |
30 |
Таблица 11. Стоимость участия в выставках |
38 |
Таблица 12. Бюджет затрат на маркетинг |
43 |
Таблица 13. Производственная себестоимость изготовления предсобранного планера самолета «***» |
47 |
Таблица 14. Производственная себестоимость изготовления самолета «**» (без сертификата) |
47 |
Таблица 15. Производственная себестоимость изготовления самолета «***» |
48 |
Таблица 16.План найма персонала |
49 |
Таблица 17. Заработная плата |
49 |