Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
***
Идея проекта: создание консалтингового агентства по предоставлению услуг в сфере CRM-маркетинга в г. ***. В дальнейшем планируется расширение рынка предоставления услуг на территории России.
Портфель услуг агентства:
Рыночная ситуация:
Конкурентное окружение: маркетинговые агентства предоставляющие услуги по внедрению CRM-систем, расположенные в ***.
Сильными конкурентными сторонами проекта являются:
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 208 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR |
% |
73% |
Срок окупаемости |
мес. |
26 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ рынка CRM-маркетинга России
Ключевая цель CRM-маркетинга сегодня – отслеживание и изменение потребительского поведения в нужном векторе. Современные технологии позволяют бесконечно увеличивать число сегментов, повышая релевантность и экономическую эффективность, и приближая коммуникации к действительно персональным. Сбор и использование уникальных знаний о каждом конкретном потребителе – основа современного CRM-маркетинга. Это становится возможным на стыке экспертного анализа, программной обработки данных и автоматизированных двусторонних коммуникаций.
Рынок CRM-маркетинговых услуг России очень компактен: на нём действует всего около сорока компаний. Это компании, либо специализирующиеся на таких услугах, либо считающие их одним из существенных направлений в своей деятельности.
Диаграмма 1. Участники рынка CRM-маркетинговых услуг, Россия, %
***
При этом, несмотря на малое количество участников, финансовая емкость этого рынка достаточно велика. Различные отрасли используют CRM-маркетинг с различной интенсивностью. Так, чаще всего CRM-проекты реализуются агентствами в e-commerce и FMCG-отрасли.
Диаграмма 2. Частота использование CRM-проектом по отраслям, Россия, %
***
Перечень услуг, оказываемых CRM-маркетинговыми агентствами, достаточно широк. Агентства могут предоставлять услуги самостоятельно или передавать её субподрядчикам и специализированным компаниям.
Диаграмма 3. Виды услуг, предоставляемые CRM-маркетинговыми агентствами, ранжированные по частоте их предложения, Россия, %
***
Практически все CRM-агентства предлагают услуги по разработке стратегической части проектов, управлению этими проектами, сбору и обработке данных, а также работу с таким базовым инструментом CRM-маркетинга как e-mail рассылки.
Анализ рынка CRM-систем России
Российский рынок CRM-систем продолжает движение вверх. Потребности бизнеса в подобных решениях значительны, а стабилизация экономической ситуации в стране должна привести к дополнительному росту.
По итогам *** года TAdviser оценивает объем отечественного рынка CRM на уровне *** млрд рублей. Рынок вырос примерно на ***%, при этом динамика снизилась. По итогам *** года TAdviser прогнозирует рост в диапазоне ***%.
Российский рынок CRM можно разделить на 2 части – это сегмент крупных заказчиков, среди которых востребованы тяжеловесные иностранные решения, и сегмент СМБ, где в приоритете отечественные продукты.
Крупные компании, которые выбирают систему как платформу для развития бизнеса, пока не находят альтернативы зарубежным решениям. Инвестиции вендора в развитие продукта, технологическое превосходство, широкая партнерская сеть – то, что отличает «зрелые» CRM-решения.
В 2017 году на рынке решений для работы с клиентами образовалась положительная динамика: стремясь оптимизировать свои расходы, компании внедряли инструменты, позволяющие им повысить продуктивность как внутренних процессов, так и процессов взаимодействия с клиентами, партнерами и поставщиками. В связи с этим рос и спрос на инструменты, способные упростить коммуникацию с клиентами по различным каналам, исключить случаи потери лидов, оперативно отслеживать окупаемость затрат на маркетинг и получить дополнительную ценность от уже внедренных систем за счет более результативного использования данных.
Чаще всего внедрения CRM-систем происходит в двух отраслях – в торговле и сфере финансовых услуг. Следующие две сферы, актуальные для CRM – это информационные технологии и строительство. За 2016-2017 гг. доли CRM-проектов в финансовой сфере и ИТ сократились. Доли торговли и строительства – остались примерно на том же уровне.
Диаграмма 4. Распределение CRM-систем по отраслям, Россия, %
***
По итогам *** года лидером Топ-10 российского рынка CRM стала компания AT Consulting. За отчетный период её выручка от проектов в области CRM-систем выросла на ***% и достигла *** млрд рублей. В тройку лидеров также вошли компании «Техносерв Консалтинг» и «1С-Рарус». Выручка первой составила *** млрд. рублей, второй – около *** млн. рублей.
Диаграмма 5. Выручка рынка CRM-систем, Россия, млн. руб.
***
Больше всего проектов реализуют две компании – «1С-Рарус» и Terrasoft. «1С-Рарус» вместе с партнерами в *** году приступила к реализации *** CRM-проекта, Terrasoft – к ***. При этом, лидер Топ-10 российского рынка CRM по выручке – компания AT Consulting, в течение *** года дала старт *** проектам.
Диаграмма 6. Количество публичных реализованных CRM-проектов, Россия, октябрь 2017
***
Все чаще в рамках CRM-проектов решаются комплексные задачи, так или иначе влияющие на формирование и поддержку взаимодействия с клиентами на этапах их привлечения, продажи и обслуживания. Данный тренд обусловлен, прежде всего, стремлением средних и небольших компаний к внедрению решений, закрывающих не только вопросы взаимодействия с клиентами, но и «сопутствующие» процессы: документооборот, управление проектами, обмен информацией между подразделениями и сотрудниками. Постоянно увеличивающийся объем информации и растущие скорости приятия решений требуют от компаний использования современных технологий для повышения своей эффективности и соответствия ожиданиям клиентов.
Экономическое развитие ***
Численность постоянного населения муниципального образования *** человек.
Ведущими отраслями промышленности являются приборо- и машиностроение, химическое и металлургическое производство, легкая и пищевая промышленность.
Выгодное геоэкономическое положение и многофокусная специализация экономики города, подкрепленные высоким уровнем территориально-пространственного проектирования, позволяют *** позиционировать себя как благоприятное пространство для жизни и ведения бизнеса.
В *** концентрируется почти половина предприятий и организаций *** области: около ***% промышленного производства и инвестиций в основной капитал, более половины оборота розничной торговли и свыше ***% объема платных услуг.
Диаграмма 7. Количество зарегистрированных предприятий, Россия, ***, 2013-2017 гг., шт.
***
Экономика города имеет ярко выраженную торгово-промышленную ориентацию: на долю оптовой и розничной торговли приходится более ***%, на долю обрабатывающих производств – четвертая часть оборота предприятий города.
В январе-июле 2017 года сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций составил *** млрд. рублей, что на ***% меньше, чем в январе-июле 2016 года. Наибольшую сальдированную прибыль в целом по городу получили предприятия обрабатывающих производств, она составила *** млрд. рублей, что на ***% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
Основное влияние на сложившуюся динамику промышленного производства в целом по городу оказали предприятия оборонно-промышленного комплекса, производители сельскохозяйственной техники, электрооборудования, растительных масел.
Диаграмма 8. Структура оборота организаций по видам экономической деятельности, Россия, ***, %
***
Малый и средний бизнес в *** является одним из наиболее развивающихся и приоритетных секторов экономики города. На территории города зарегистрировано *** тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, на которых занято более ***% населения города.
Предприятия малого и среднего предпринимательства работают практически во всех сферах экономической деятельности города.
Диаграмма 9. Сферы экономической деятельности предприятий среднего и малого бизнеса, Россия, ***, %
***
На территории города функционирует *** предприятий розничной торговли, *** предприятий оптовой торговли, *** предприятий общественного питания и *** розничных рынков.
Функционирует *** предприятий оптовой торговли, в том числе *** предприятий, имеющих складские помещения общей площадью *** тыс. кв. м и *** предприятие, осуществляющее оптовую торговлю транзитом и не имеющее складских площадей.
Сеть предприятий общественного питания насчитывает *** объектов, в том числе ресторанов – ***, баров – ***, кафе – ***, закусочных – ***, общедоступных столовых – *** и другие.
Потенциалом расширения в городе обладают региональные банки, которые традиционно работают с местным бизнесом, корпоративными клиентами, представляющими местную промышленность, производство стройматериалов, занимаются обслуживанием среднего и малого бизнеса.
Таблица 1. Целевая аудитория агентства
***
Таким образом целевой аудиторией проекта выступают *** предприятия среднего и малого бизнеса в представленных в таблице сферах
Резюме проекта |
5 |
Раздел 1. Описание проекта |
7 |
|
7 |
|
7 |
|
10 |
|
12 |
Раздел 2. Анализ рынка |
13 |
2.1. Анализ рынка CRM-маркетинга России |
13 |
2.2. Анализ рынка CRM-систем России |
15 |
2.3. Экономическое развитие г. *** |
19 |
Вывод по результатам анализа рынка |
23 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
25 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
28 |
4.1. Landing page |
28 |
4.2. Контекстная реклама |
28 |
Раздел 5. Организационный план |
30 |
Раздел 6. Финансовый план |
35 |
6.1. Допущения, принятые для расчета |
35 |
6.2. Цены |
37 |
6.3. Объем реализации |
38 |
6.4. Выручка от реализации |
38 |
6.5. Персонал |
39 |
6.6. Затраты |
41 |
6.7. Налоги |
42 |
6.8. Инвестиции |
42 |
6.9. Капитальные вложения |
43 |
6.10. Отчет о прибылях и убытках |
43 |
6.11. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
45 |
6.12. Отчет о движении денежных средств |
47 |
6.13. Показатели экономической эффективности |
49 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
52 |
7.1. Анализ чувствительности проекта |
52 |
7.2. Анализ безубыточности |
58 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
61 |
Перечень таблиц, диаграмм рисунков
Таблицы |
|
Таблица 1. Перспективные отрасли бизнеса для предоставления услуг в сфере CRM-маркетинга |
8 |
Таблица 2. Портфель услуг агентства |
9 |
Таблица 3. Функционал *** |
11 |
Таблица 4. Целевая аудитория агентства |
23 |
Таблица 5. Профиль конкурентного агентства «***» |
25 |
Таблица 6. Профиль конкурентного агентства «***» |
26 |
Таблица 7. Профиль конкурентного агентства «***» |
26 |
Таблица 8. Профиль конкурентного агентства «***» |
26 |
Таблица 9. Штатное расписание |
34 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Участники рынка CRM-маркетинговых услуг, Россия, % |
14 |
Диаграмма 2. Частота использование CRM-проектом по отраслям, Россия, % |
14 |
Диаграмма 3. Виды услуг, предоставляемые CRM-маркетинговыми агентствами, ранжированные по частоте их предложения, Россия, % |
15 |
Диаграмма 4. Распределение CRM-систем по отраслям, Россия, % |
17 |
Диаграмма 5. Выручка рынка CRM-систем, Россия, млн. руб. |
17 |
Диаграмма 6. Количество публичных реализованных CRM-проектов, Россия, октябрь 2017 |
18 |
Диаграмма 7. Количество зарегистрированных предприятий, Россия, г.***, 2013-2017 гг., шт. |
20 |
Диаграмма 8. Структура оборота организаций по видам экономической деятельности, Россия, г.***, % |
21 |
Диаграмма 9. Сферы экономической деятельности предприятий среднего и малого бизнеса, Россия, г.***, % |
22 |