Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
***
Описание проекта
Суть и идея: комплексное предприятие по выращиванию, первичной переработке и дальнейшей онлайн-реализации свежих ягод посредством электронной торговой платформы с использованием технологии блокчейн.
География производственных мощностей: Россия
География сбыта: Россия, СНГ, мир.
Инициатор: ***
Направления деятельности по проекту:
Отрасль:
Преимущества проекта
Очевидно, что новые подходы к реализации сельхозпродукции – такие как размещение на торговых площадках – помогают фермерам успешно вести торговлю, обеспечивать жителей городов свежими продуктами, минуя посредников.
Тем не менее, несмотря на явные преимущества современных подходов сбыта, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются обе стороны процесса – как производитель, так и конечный потребитель:
Для решения этих проблем эффективным решением видится технология блокчейн. Именно на технологии блокчейн будет реализована платформа «Online-Berry». Единое прозрачное для всех пространство обмена данными позволяет эффективно организовывать цепочку поставок: устанавливать контакты между поставщиками, перевозчиками, покупателями, операторами складских услуг. Для пищевых продуктов с их небольшим сроком хранения это особенно актуально. Как показывает мировой опыт, внедрение блокчейн-технологий в агропромышленный сектор решает важную проблему фермеров: максимально упрощает сбыт их продукции и позволяет исключить из цепочки посредников.
Применение платформы *** с блокчейн даст возможность:
Показатели эффективности
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
|
NPV |
тыс. руб. |
|
IRR |
% |
|
Срок окупаемости |
мес. |
|
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
|
Выдержки из исследования
Рынок свежих ягод и винограда: динамика и объемы производства
В последнее время, с развитием моды на здоровый образ жизни и здоровое витаминное питание, потребность в ягодах и фруктах растет. Благодаря этому активно начал развиваться рынок фруктов и ягод – ежегодный прирост объема продукции составляет около 15%.
Российский рынок ягод характеризуется:
По данным Росстат, совокупно объем производства плодов и ягод сельскохозяйственными предприятиями РФ увеличилось в 2016 году на 20,1%, составив по итогам года *** тыс. тонн. Так, годом ранее, этот показатель был на уровне ***тыс. тонн.
Закономерный рост отечественного производства связан с активизацией политики импортозамещения в России.
При этом хозяйствами населения было произведено *** тыс. тонн плодов и ягод, что также превысило итоги предыдущего года (+10% к итогу 2015 г.).
Производство плодов и ягод в КФХ (крестьянско-фермерских хозяйствах) составило в 2016 году *** тыс. тонн.
Детали производства отражены на диаграмме ниже.
Диаграмма 1. Динамика производства плодов и ягод, Россия, 2000-2016 гг., тыс. тонн
***
Таким образом, на российском рынке плодово-ягодного производства представлены три категории участников, крупнейшими из которых выступают хозяйства населения – их доля по итогам 2016 года ***% в общем объеме, доля с/х организаций – ***%, доля КФХ незначительна – 1,9%.
Диаграмма 2. Доли категорий участников рынка в общем объеме производства
***
Совокупный объем производства, таким образом, в плодово-ягодном сегменте РФ, составляет *** тыс. тонн и имеет плавающую динамику с явным ростом в 2016 году – диаграмма ниже.
Диаграмма 3. Совокупный объем производства в плодово-ягодном сегменте РФ, 2000-2016гг., тыс. тонн
***
Площадь плодово-ягодных, виноградных и чайных насаждений в хозяйствах всех категорий в 2016 году также увеличилась (до *** тыс. га), показав прирост в 1%.
Диаграмма 4. Динамика площадей плодово-ягодных насаждений в хозяйствах всех категорий, РФ, 2000-2016 гг., тыс. га
***
Сегментом с положительной динамикой можно назвать и сегмент винограда: так, площадь виноградных насаждений с 2015 года выросла на 3 тыс. га и составила, по данным Росстат, *** тыс. га.
Диаграмма 5. Динамика площадей виноградных насаждений, РФ, 2000-2016 гг., тыс. га
***
Наряду с увеличением посевных площадей, планомерно растет и валовой сбор в плодово-ягодном и виноградном сегментах. Так, если в период 1996-2000 гг. ежегодный сбор составлял порядка *** тыс. тонн по ягодам и *** тыс. тонн по винограду, то в 2016 году аграрии собрали больше на 25% и 50% в указанных сегментах соответственно.
Диаграмма 6. Динамика валового сбора ягод и винограда, РФ, 1996-2016 гг., тыс. тонн
***
Если рассматривать производство ягод по видам, то наибольшие площади ягодников в хозяйствах всех категорий России отведены под клубнику и землянику – свыше ***% от общего объема ягодников принадлежит этим культурам; ***% площадей отведено под малину и ежевику, ***% – под смородину всех сортов. В совокупности ягодники занимают ***% от территорий, отведенных под многолетние плодовые насаждения и ягодные культуры.
Прочие ягодники занимают в совокупности оставшуюся часть площадей (порядка 5%).
Диаграмма 7. Распределение площади ягодников по видам культур
***
Если учитывать приведенные Росстатом данные, то представляется возможным рассчитать и номинальный объем сборов по видам ягод: так, в совокупности по итогам 2016 года было собрано *** тыс. тонн ягод всех видов, что указано в диаграмме выше (диаграмма «Динамика валового сбора ягод и винограда, РФ, 1996-2016 гг., тыс. тонн»).
Соответственно, сбор по видам распределен следующим образом (данные 2016 г., расчетно, Росстат):
***
Что касается винограда, то в разрезе данной культуры площади в РФ преимущественно отведены под винные и столовые сорта: ***% и ***%.
Диаграмма 8. Распределение площадей виноградных насаждений по сортам винограда
***
Средняя цена производителей сельскохозяйственной продукции – как в ягодном сегменте, так и в виноградном – показала прирост к 2015 году и составила ***руб./тонна и *** руб./тонна соответственно – статистика Росстат.
Диаграмма 9. Динамика цен производителей ягод и винограда, РФ, 2000-2016 гг., руб./тонна
***
Спрос и потребление
Согласно данным Росстат, потребление фруктов и ягод на 1 жителя Российской Федерации составляет порядка *** кг в год (в статистику включены фрукты и ягоды, включая сушеные в пересчете на свежие). Процент фруктов и ягод свежих в общем объеме потребления – свыше ***%.
Таблица 1. Потребление по основным группам пищевых продуктов: фрукты и ягоды
***
В то же время, в 2016 году Министерство здравоохранения РФ установило новые рекомендуемые нормы потребления основных пищевых продуктов.
Так, согласно Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, ежегодно среднестатистический житель России должен потреблять 100 кг свежих фруктов, из них ягод – *** кг, виноград – ***кг. Соответственно, на сегодняшний день каждый россиянин недополучает около 30 кг фруктов и ягод ежегодно.
По данным ТД «Берекат», наиболее популярными плодово-ягодными культурами в России являются:
Диаграмма 10. Предпочтительные потребительские категории: плодово-ягодная продукция, РФ
***
Другие фрукты и ягоды занимают ***% рынка.
Соответственно, учитывая приведенную статистику, можно говорить о большом потенциале плодово-ягодного рынка, в особенности отечественной его доли в условиях активной политики импортозамещения. Рост рынка прогнозируется экспертами в период 2017-2021 гг.
По данным «Анализа рынка свежих ягод в России», начиная с 2015 г в стране наметилась тенденция снижения продаж свежих ягод и фруктов. В 2015 г продажи снизились на ***% относительно предыдущего года, в 2016 г – на ***% соответственно и составили ***тыс. т. Основной причиной снижения показателя послужил кризис в российской экономике и введение эмбарго на поставку свежих ягод из стран ЕС, США, Австралии, Норвегии и Канады в августе 2014 г, позже продленный до конца 2017 г. Кроме того, с 1 января 2016 г был введён запрет на поставку свежих ягод из Турции. Данный запрет привел к существенному снижению импорта по итогам 2016 г. Запрет на ввоз турецких ягод, овощей и фруктов был отменен в октябре 2016 г.
В 2012-2016 гг. наибольшая доля продаж свежих ягод в России приходилась на промышленную переработку. Её доля в структуре натуральных продаж за рассматриваемый период в среднем составляла 51,4%. На долю розничной торговли приходилось в среднем 43,4%, оставшиеся 5,2% приходились на сектор HoReCa.
Диаграмма 11. Доли потребительских групп: сегмент свежих ягод
***
В 2015 г. продажи снизились во всех секторах рынка, но сильнее всего снижение было отмечено в розничной торговле и секторе общественного питания. Из-за снижения покупательской способности и роста цен потребители начали экономить на покупках свежих ягод. В 2016 г. рост продаж наблюдался только в секторе промышленной переработки.
В 2017-2021 гг. ожидается ежегодный рост продаж свежих ягод на ***% в год. Рост показателя обеспечат как промышленные предприятия, которые увеличат закупку продукции в среднем на ***% в год, так и розничные продажи.
В целом, за 2017-2021 гг. реализация свежих ягод в стране вырастет на 9,6% и в 2021 г составит ***млн. т.
Рынок переработки ягод
Фрукты и ягоды являются залогом здоровья и основным источников витаминов, минералов, микроэлементов и биологически активных веществ, необходимых для полноценного питания человека. Обеспечение потребительского рынка плодов-ягодной продукцией в течение всего года решается путем организации переработки плодово-ягодных: сушка, заморозка, консервация, переработка в соки, джемы, компоты и проч.
Динамика и объемы рынка: сушка
На протяжении долгих лет рынок сухофруктов в России состоял из компотных смесей из яблок, кураги и изюма, однако за последние годы в отрасли произошли существенные изменения. Значительно расширился ассортимент продукции: появились сушеные ягоды, экзотические фрукты и орехи, различные смеси.
По оценкам BusinesStat, в 2016 году спрос на сушеные овощи и фрукты составил *** тыс. т, что превысило уровень 2010 года почти на ***%. Сушеные овощи и фрукты на российском рынке практически полностью реализуются через внутреннюю торговлю.
Диаграмма 12. Динамика спроса на сушеные овощи/фрукты, РФ, 2010-2021 гг., тыс. тонн/год
***
В 2017-2021 гг. рынок продолжит расти средним темпом ***% в год. По итогам 2021 г продажи сушеных овощей и фруктов в мире составят 11,78 млн. т, что превысит значение 2016 г на ***%.
Рост мирового спроса на данную продукцию обусловлен ее натуральностью, удобством транспортировки, большим сроком хранения и широким спектром применения. Сухофрукты употребляют без дополнительной обработки, добавляют в каши и сухие завтраки, используют для выпечки хлеба, изготовления различных сладостей, для приготовления напитков (алкогольных и безалкогольных).
Динамика и объемы рынка: замороженная продукция
В настоящее время рынок замороженных овощей и фруктов является одним из крупнейших продовольственных рынков России с высокой динамикой развития и темпами роста. Сегмент замороженных продуктов в структуре продовольственного рынка России составляет ***%.
По статистике Росстат, в 2016 году российскими предприятиями было произведено ***тыс. тонн замороженной плодовоовощной продукции, что превысило итоги 2015 года на ***%.
Диаграмма 13. Динамика производства замороженной плодовоовощной продукции, РФ, 2010-2016 гг., тыс. тонн/год
***
В структуре рынка замороженных овощей и фруктов на долю овощей приходится порядка ***%, остальные ***% – это фрукты, соответственно. Таким образом, объем производства замороженных фруктов и ягод в 2016 году составлял около *** тыс. тонн (расчетно).
На сегодня крупнейшими игроками рынка плодовой заморозки выступают компании:
Динамика и объемы рынка: консервированная продукция и другие виды переработки
Консервированная плодоовощная продукция традиционно является одной из важнейших составляющих рациона россиян.
Тем не менее, по данным Росстат, в последние годы отмечается тенденция к снижению производственных объемов российских предприятий практически во всех сегментах консервированной плодовой продукции за исключением детских соков и плодоовощных консерв для детского питания.
Так, в 2016 году на ***% сокращено производство в сегменте плодоовощных консервов и на ***% – в сегменте фруктовых и овощных соков. В то же время отмечается рост – на 1% – в сегменте детских соков и плодоовощных консервов для детского питания.
Детали приведены на диаграмме.
Диаграмма 14. Динамика производства в сегментах плодоовощной консервированной продукции, РФ, 2010-2016 гг., млн. усл. банок/год
***
Данные о снижении производственных объемов коррелируют со снижающейся динамикой потребления плодовых и ягодных консервов россиянами.
Так, данные, приводимые в исследовании BusinesStat, иллюстрируют: объем продаж плодовых и ягодных консервов в стране снизился на ***%: с ***до *** тыс. т. в период 2012-2016 гг.
Снижение показателя наблюдалось в 2015 и 2016 гг. на *** % и *** % относительно прошлых лет соответственно. Это было связано с резким ростом цен на продукцию в 2015-2016 гг. на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения.
Большая часть населения традиционно обходится домашними заготовками и в сложившихся условиях отказывалась от покупки плодовых и ягодных консервов промышленного производства.
В 2012-2016 гг. максимальный процент в продажах плодовых и ягодных консервов в России занимали джемы, мармелад, пюре, желе из прочих фруктов и ягод, на долю которых в среднем за период приходилось *** % рынка.
На долю гомогенизированных плодово-ягодных консервов приходилось около *** % продаж, а на долю джемов, мармелада, пюре, желе из цитрусовых – *** %.
На прочие виды плодово-ягодных консервов в 2012-2016 г приходилось порядка ***% от всего объема реализованных плодово-ягодных консервов в стране.
Диаграмма 15. Распределение реализованной консервированной плодоовощной продукции по видам, РФ, 2012-2016 гг.
Эксперты ожидают, что в 2021 г. продажи плодовых и ягодных консервов в России составят *** тыс. т, что превысит уровень 2016 г. на *** %.
Диаграмма, отражающая динамику реализуемой консервированной плодоовощной продукции в 2012-2021 гг., представлена ниже.
Диаграмма 16. Динамика реализуемой консервированной плодоовощной продукции, РФ, 2012-2021 гг., тыс. тонн/год
***
К основным факторам, которые будут стимулировать рост продаж, можно отнести:
При этом в ближайшие годы производители будут стараться разнообразить ассортимент в основном в низшем и среднем ценовых сегментах, так как рост спроса на продукцию премиум-класса замедлится.
Описание конкурентной среды
Перечень конкурентных групп на плодово-ягодном рынке в первую очередь определяется потребительскими группами, которые формируются в оптовом и розничном сегментах.
Так, потребители в оптовом сегменте – это юридические и физические лица, приобретающие продукцию проекта с целью ее дальнейшей реализации, т.е. являющиеся посредниками. К таким потребителям относятся:
Другой крупной потребительской группой выступает конечный розничный покупатель, приобретающий продукцию для собственного потребления.
Принимая во внимание потребительские группы, представляется возможным выделение и конкурентных групп, т.е. групп компаний, составляющих конкуренцию проекту в работе с названными потребителями.
Для оптового сегмента: крупные электронные торговые площадки, на которых представлено большое количество товарных категорий, являющихся конкурентными для проекта (продовольствие).
Для розничного сегмента:
Прямых конкурентов, которые бы аналогично проекту использовали технологию блокчейн в бизнес-модели и организационном процессе, не выявлено, ввиду чего наиболее близкими конкурентами приняты площадки ***. Данные площадки концептуально схожи с платформой «***», так как тоже являются связующим звеном между производителем и конечным потребителем товаров как в оптовом, так и в розничном сегменте (фильтры обеих площадок позволяют отсортировать только розничные или только оптовые предложения).
Содержание
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
Суть и идея проекта |
8 |
Научный центр посадочного материала |
9 |
Создание масштабируемых ягодников под ключ |
11 |
1.2. Месторасположение мощностей проекта |
13 |
Тепличное хозяйство |
13 |
Производственные мощности: линии по переработке |
15 |
Раздел 2. Анализ рынка |
17 |
2.1. Рынок свежих ягод и винограда |
17 |
Динамика и объемы производства |
17 |
Спрос и потребление |
24 |
2.2. Рынок переработки ягод |
27 |
Динамика и объемы рынка: сушка |
27 |
Динамика и объемы рынка: замороженная продукция |
28 |
Динамика и объемы рынка: консервированная продукция и др. виды переработки |
30 |
2.3. Отрасль строительства теплиц и тепличных комплексов |
33 |
ВЫВОД |
36 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
38 |
3.1. Описание конкурентной среды |
38 |
3.2. Конкурентное преимущество площадки проекта |
41 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
43 |
4.1. Поисковое продвижение площадки (SEO) |
43 |
4.2. Контекстная реклама |
44 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
46 |
5.1. Здания и помещения |
46 |
Холодильное оборудование склада |
48 |
5.2. Теплицы |
49 |
5.3. Производственные линии |
52 |
Линия шоковой заморозки |
52 |
Линия адиабатической многоуровневой ленточной сушки |
54 |
Линия производства ягодного пюре |
55 |
5.4. Персонал проекта |
57 |
Раздел 6. Финансовый план |
58 |
6.1. Допущения, использованные при расчетах |
58 |
6.2. Цены |
59 |
6.3. Сезонность |
60 |
6.4. Объемы реализации |
61 |
6.5. Выручка |
61 |
6.6. Персонал (ФОТ) |
62 |
6.7. Затраты |
64 |
6.8. Налоги |
65 |
6.9. Капитальные вложения |
65 |
6.10. Инвестиции |
65 |
6.11. Отчет о прибыли и убытках |
66 |
6.12. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
67 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
69 |
6.14. Показатели экономической эффективности проекта |
70 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
72 |
7.1. Анализ чувствительности |
72 |
7.2. Анализ безубыточности |
77 |
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков
Таблица 1. Характеристики земельного участка: тепличное хозяйство |
14 |
Таблица 2. Потребление по основным группам пищевых продуктов: фрукты и ягоды |
24 |
Таблица 3. Динамика ввода тепличных комбинатов и теплиц на территории РФ, январь-сентябрь 2017 г. |
35 |
Таблица 4. Типовой холодильный склад 1000 т: основные параметры |
47 |
Диаграмма 1. Динамика производства плодов и ягод, Россия, 2000-2016 гг., тыс. тонн |
18 |
Диаграмма 2. Доли категорий участников рынка в общем объеме производства |
19 |
Диаграмма 3. Совокупный объем производства в плодово-ягодном сегменте РФ, 2000-2016гг., тыс. тонн |
19 |
Диаграмма 4. Динамика площадей плодово-ягодных насаждений в хозяйствах всех категорий, РФ, 2000-2016 гг., тыс. га |
20 |
Диаграмма 5. Динамика площадей виноградных насаждений, РФ, 2000-2016 гг., тыс. га |
20 |
Диаграмма 6. Динамика валового сбора ягод и винограда, РФ, 1996-2016 гг., тыс. тонн |
21 |
Диаграмма 7. Распределение площади ягодников по видам культур |
22 |
Диаграмма 8. Распределение площадей виноградных насаждений по сортам винограда |
23 |
Диаграмма 9. Динамика цен производителей ягод и винограда, РФ, 2000-2016 гг., руб./тонна |
23 |
Диаграмма 10. Предпочтительные потребительские категории: плодово-ягодная продукция, РФ |
25 |
Диаграмма 11. Доли потребительских групп: сегмент свежих ягод |
26 |
Диаграмма 12. Динамика спроса на сушеные овощи/фрукты, РФ, 2010-2021 гг., тыс. тонн/год |
28 |
Диаграмма 13. Динамика производства замороженной плодовоовощной продукции, РФ, 2010-2016 гг., тыс. тонн/год |
29 |
Диаграмма 14. Динамика производства в сегментах плодоовощной консервированной продукции, РФ, 2010-2016 гг., млн. усл. банок/год |
30 |
Диаграмма 15. Распределение реализованной консервированной плодоовощной продукции по видам, РФ, 2012-2016 гг. |
32 |
Диаграмма 16. Динамика реализуемой консервированной плодоовощной продукции, РФ, 2012-2021 гг., тыс. тонн/год |
32 |
Диаграмма 18. Динамика ввода тепличных комбинатов на территории РФ, 2006-2016 гг., га |
35 |
Рисунок 1. Расположение участка на кадастровой карте: тепличное хозяйство |
13 |
Рисунок 2. Расположение тепличного хозяйства на карте района |
14 |
Рисунок 3. Расположение производственных мощностей (линий) на карте |
15 |