Цель исследования
Изучение текущей ситуации на российском рынке образовательных и развивающих услуг в России.
Задачи исследования:
1. Определить объем рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России.
2. Определить объем франчайзинга образовательных и развивающих услуг для детей.
3. Выделить и описать основные сегменты рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России.
4. Охарактеризовать конкурентную ситуацию на рынке образовательных и развивающих услуг для детей в России.
5. Определить ключевые тенденции и перспективы развития рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России в ближайшие несколько лет.
6. Определить ключевые факторы, определяющие текущее состояние и развитие рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России.
7. Определить факторы, препятствующие росту рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России.
8. Охарактеризовать предпочтения потребителей образовательных и развивающих услуг для детей.
Объект исследования
Рынок образовательных и развивающих услуг для детей в России.
Метод сбора и анализа данных
Мониторинг документов.
В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке образовательных и развивающих услуг для детей и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Метод анализа данных
1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).
2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.
3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.
4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.
5. Экспертные опросы.
6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.
7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Результаты ценовых мониторингов.
10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).
11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).
12. Материалы Всемирного банка (World Bank).
13. Материалы ВТО (World Trade Organization).
14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).
15. Материалы International Trade Centre.
16. Материалы Index Mundi.
17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Объем и структура выборки
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Резюме:
В сентябре 2017 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России.
На 2017 год в России насчитывается порядка 12 278 образовательных учреждений. Наиболее распространенными из них являются детские центры, школы развития и репетиторские центры. Следует учитывать, что в расчетах не учитываются теневые услуги.
По расчетам DISCOVERY Research Group объем рынка образовательных и развивающих услуг составляет 853,6 млрд. руб. При этом, доля дошкольного и дополнительного детского образования составляет 54%, около 461,0 млрд. руб., остальные 46 % и 392,6 млрд. руб. приходятся на сегмент дополнительного школьного образования и развивающих услуг.
Затраты родителей на дополнительное образование не превышает 30 000 рублей, а в среднем находится на отметке 22 667 рублей в год на одного ребенка. Напомним, что в расчетах мы руководствуемся не общим количеством детей, а долей именно занятых.
По данным ВЦИОМа в 2015 году 54,5% детей никогда не посещали дополнительные занятия. В 2016 году эта цифра составляла 49%. 2017 год – около 54% детей ходят на различные рода развивающие и образовательные занятия помимо детских садов и школ, что составляет 15,2 млн. человек.
Франчайзинг популярен при обучении и развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На 2017 год в России на данный момент существует около 83 франшиз, 90% франшиз, распространенных в России имеют собственное Российское происхождение, остальные 5% - проекты родом из Украины, США и Великобритании. При этом, сфера продаж распространяется не только на свои страны, но также на страны СНГ и ближнего зарубежья.
Инвестиции в открытие детских центров франчайзеры обозначают самые разные. Минимальная стартовая сумма варьируется от 150 тыс. до 3,5 млн. рублей. Зависеть этот показатель может от множества элементов, начиная с формата центра, объема помещения и региона открытия. Иногда компании отдельно продают лишь инструкции по открытию бизнеса – для тех, кто хочет действовать самостоятельно под собственным брендом.
Подробное оглавление/содержание отчета:
Список таблиц и диаграмм |
10 |
Таблицы: |
10 |
Диаграммы: |
11 |
Резюме |
12 |
Глава 1. Технологические характеристики исследования |
14 |
§1.1. Объект исследования |
14 |
§1.2. Цель исследования |
14 |
§1.3. Задачи исследования |
14 |
§1.4. Метод сбора и анализа данных |
14 |
§1.5. Источники получения информации |
15 |
§1.6. Объем и структура выборки |
15 |
Глава 2. Классификация и основные характеристики образовательных |
|
и развивающих услуг для детей | 16 |
Глава 3. Объем и темпы роста рынка образовательных и развивающих услуг |
|
для детей в России | 21 |
§3.1. Структура рынка по учреждениям |
21 |
3.1.2. В стоимостном выражении |
22 |
3.1.3. В натуральном выражении |
26 |
§3.2. Структура рынка по направлениям |
28 |
Глава 4. Франчайзинг на рынке образовательных и развивающих услуг для детей |
30 |
§4.1. Сеть детских клубов раннего развития «Бэби-клуб» |
35 |
§4.2. Сеть детских развивающих центров «Сема» |
36 |
§4.3. Международная сеть детских футбольных школ «Юниор» |
37 |
§4.4. ФК «Чемпионика» |
38 |
§4.5. Сеть развивающих центров «Центр Буракова» |
39 |
§4.6. Сеть центров ментальной арифметики «AMAKids» |
40 |
§4.7. Детский центр интенсивного развития «Точка Роста» |
41 |
§4.8. Федеральная сеть образовательных центров «Юниум» |
42 |
§4.9. Сеть центров скорочтения, ментальной арифметики и каллиграфии «IQ007» |
44 |
§4.10. Сеть центров ментальной арифметики «SmartyKids» |
45 |
Глава 5. Конкурентный анализ рынка детских образовательных и развивающих |
|
услуг в России | 46 |
§5.1. Уровень конкуренции |
46 |
§5.2. Рыночные позиции компаний |
47 |
5.2.1. Раннее развитие |
47 |
5.2.2. Интеллектуальное развитие |
48 |
5.2.3. Языковое развитие |
52 |
5.2.4. Спортивные школы |
54 |
5.2.5. Маркетинговые решения |
56 |
Глава 6. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка |
|
образовательных и развивающих услуг для детей в России | 58 |
§6.1. Переход к смешанной модели дополнительных образовательных услуг |
58 |
§6.2. Стремительный рост рынка центров детского развития и частных детских |
|
садов как результат слабого государственного сектора дошкольного образования. | 58 |
§6.3. Зрелось рынка детских развивающих услуг |
59 |
§6.4. Дифференциация бизнес-моделей |
59 |
§6.5. Низкий профессионализм персонала и менеджмента многих заведений. |
60 |
§6.6. Изменения потребительских предпочтений, повышение уровня осознанности |
|
при выборе услуг со стороны родителей | 61 |
§6.7. Развитие сферы онлайн-услуг в образовании |
62 |
§6.8. Внедрение системы персонифицированного финансирования посредством |
|
введения Сертификата на дополнительное образование | 63 |
§6.9. Рост конкуренции на рынке дополнительных образовательных услуг для детей |
64 |
§6.10. Включение родителей в образовательный процесс |
65 |
Глава 7. Факторы развития рынка образовательных и развивающих услуг |
|
для детей в России | 67 |
§7.1. Программа государственной поддержки |
67 |
§7.2. Осознанность родителей |
68 |
§7.3. Значительный объем теневого сектора образовательных услуг |
68 |
§7.4. ЕГЭ как источник новых ниш |
68 |
Глава 8. Потребительские предпочтения на рынке образовательных и развивающих |
|
услуг для детей в России | 71 |
§8.1. Социально-демографические характеристики потребителей |
71 |
§8.2. Факторы выбора услуг |
71 |
§8.3. Востребованность курсов для детей. |
74 |
8.3.1. 3 – 4 года |
74 |
8.3.2. 5 – 6 лет |
75 |
8.3.3. 7 – 16 лет |
77 |
§8.4. Потенциал проникновения онлайн-образования |
78 |
§8.5. Каналы распространения информации |
79 |
Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:
Отчет содержит 15 таблиц и 14 диаграмм.
Таблицы:
Таблица 1. Структура рынка образовательных и развивающих услуг по направлениям в России в 2014-2017 гг., шт., % от общего количества учреждений.
Таблица 2. Объем рынка образовательных и развивающих услуг в стоимостном выражении в зависимости от численности населения в городе в 2017 гг. в России, млрд. руб.
Таблица 3. Объем рынка образовательных и развивающих услуг по учреждениям в стоимостном выражении в 2017 гг. в России, млрд. руб., % от стоимостного выражения.
Таблица 4. Стоимостной объем рынка образовательных и развивающих услуг по направлениям в 2017 гг. в России, млрд. руб., % от стоимостного выражения.
Таблица 5. Аудитория дополнительных образовательных услуг в 2014-2017 гг. в России, млн. чел., % прироста.
Таблица 6. Аудитория рынка образовательных и развивающих услуг по различным направлениям в России в 2016гг., % от общего количества посещающих.
Таблица 7. Структура рынка образовательных и развивающих услуг по направлениям в России в 2017 гг., шт., % от натурального выражения.
Таблица 8. Крупнейшие франшизы рынка образовательных и развивающих услуг в России.
Таблица 9. Экспертная оценка Школ ментальной арифметики в России в 2016 г., среднее.
Таблица 10. Доли детских учреждений в объёме рынка услуг интеллектуального развития в России в 2017 гг., млн. и % от стоимостного выражения.
Таблица 11. Доли детских учреждений в объёме рынка услуг языкового развития в России в 2017 гг., млн. и % от стоимостного выражения.
Таблица 12. Доли детских учреждений в объёме рынка услуг интеллектуального развития в России в 2017 гг., млн. и % от стоимостного выражения.
Таблица 13. Распределение по возрастам детей в России, тыс. чел.
Таблица 14. Уровень значимости критериев выбора учреждения дополнительного образования, % значимости.
Таблица 15. Существующие логики выбора родителями образовательных и развивающих курсов для детей в России.
Диаграммы:
Диаграмма 1. Структура рынка образовательных и развивающих услуг по учреждениям в России в 2014-2017 гг., % от общего количества учреждений.
Диаграмма 2. Стоимостный объем рынка образовательных и развивающих услуг в России в 2014-2017 гг., % от стоимостного выражения.
Диаграмма 3. Стоимостный объем рынка образовательных и развивающих услуг по учреждениям в России в 2017 гг., % от стоимостного выражения.
Диаграмма 4. Структура рынка образовательных и развивающих услуг по направлениям в России в 2017 гг., % от стоимостного выражения.
Диаграмма 5. Аудитория дополнительных образовательных услуг в 2014-2017 гг. в России, млн. чел., % прироста.
Диаграмма 6. Аудитория рынка образовательных и развивающих услуг по различным направлениям в России в 2016гг., % от общего количества посещающих.
Диаграмма 7. Доли стран во франчайзинге образовательных и развивающих услуг для детей в 2017гг., % от общего кол-ва.
Диаграмма 8. Доли детских учреждений в объёме рынка услуг раннего развития в России в 2017 гг., % от стоимостного объема рынка.
Диаграмма 9. Доли детских учреждений в объёме рынка услуг языкового развития в России в 2017 гг., % от стоимостного выражения.
Диаграмма 10. Доли детских учреждений в объёме рынка услуг спортивного развития в России в 2017 гг., % от стоимостного выражения.
Диаграмма 11. Востребованность направлений подготовки для детей 2-4 года в России в 2017 г., шт поисковых запросов в Яндекс в месяц, шт.
Диаграмма 12. Востребованность направлений подготовки для дошкольников в России в 2017 г., кол-во поисковых запросов в Яндекс в месяц, шт.
Диаграмма 13. Востребованность направлений подготовки для школьников в России в 2017 г., кол-во поисковых запросов в Яндекс в месяц, шт.
Диаграмма 14. Согласие родителей на обучение детей в режиме онлайн в России, % ответивших.