В 2013 году рынку лизинга удалось избежать серьезного падения, в основном благодаря сильному росту авиасегмента (+69%), говорится в обзоре рынка лизинга по итогам 2013 года «Держась за воздух», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Однако в этом году, по оценкам аналитиков, авиализинг в лучшем случае покажет слабое сокращение. Осложнить ситуацию на рынке может ожидаемое снижение платежеспособности клиентов и рост стоимости фондирования, что заставит часть компаний покинуть рынок.
Согласно исследованию, объем нового бизнеса на рынке лизинга за 2013 год не претерпел серьезных изменений (-1,5%, в 2012 году +1,5%). Сумма новых лизинговых сделок второй год существенно не меняется: в 2013 году она составила 1 300 млрд руб. (1 320 млрд руб. годом ранее).
В 2013 году сокращение сегмента-лидера – ж/д техники – продолжилось и составило, по оценкам «Эксперт РА», 17,6% относительно 2012 года. От сильного падения рынок лизинга спас рекордный за последние 7 лет объем авиасделок. Основными факторами, способствовавшими столь мощному росту авиализинга (+69%), по мнению аналитиков агентства, стали стимулирующие государственные программы по обновлению парка воздушных судов и потребность в размещении имеющихся ресурсов лизинговыми компаниями с госучастием. Высокие темпы прироста объема новых сделок в 2013 году также продемонстрировал сегмент автотранспорта : в легковом – 13,5%, в грузовом – 33%.
Главными вызовами для рынка в 2014 году станут рост проблемных активов и стоимости фондирования. По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности на рынке лизинга на 01.01.14 составил около 3,5-4% в сегменте небольших сделок, по крупным сделкам – около 1-1,5%. Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности. На фоне напряженной ситуации с ликвидностью в банковском секторе будет расти и стоимость фондирования для лизинговых компаний. Сочетание этих факторов, отмечают эксперты, может вынудить отдельных участников уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса либо продажи активов конкурентам.
«Наиболее вероятной точкой роста рынка лизинга является грузовой и легковой автотранспорт ввиду его высокой ликвидности. Кроме того часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010-2012 гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3-5 лет)», - комментирует директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.
По прогнозу «Эксперт РА», при реализации пессимистичного (базового) сценария ни один из крупнейших сегментов рынка лизинга в 2014 году не сможет продемонстрировать высоких темпов роста. Сокращение продолжится на рынке ж/д техники (до -14%), а авиализинг после мощнейшего рывка ослабит свои позиции (до -30%). Динамика автосегмента будет в значительной мере обусловлена колебаниями курса рубля и объема грузоперевозок. Оптимистичный же прогноз базируется на слабом сокращении авиасегмента (не более 10%), сохранении позиций ж/д и небольшом снижении объема строительной техники (-11%) при умеренном росте других сегментов. Но даже в случае сильного роста автолизинга (+10-12%) сумма новых сделок в 2014 году будет на уровне прошлого года.