Только около 60% заказчиков (из 400 крупнейших компаний) пользуются услугами ЭТП, при этом наиболее полно используют все возможности электронных закупок не более 19% крупнейших игроков, говорится в исследовании «Электронные торговые площадки в России: кто есть кто?», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Эксперты связывают такое сдерживание клиентской базы с возможными рисками и технологически сложным и дорогим процессом перехода компаний к проведению конкурентных закупок.
Согласно исследованию, в настоящее время на российском рынке ЭТП наиболее востребованы именно независимые электронные площадки, которые отличаются низкой стоимостью организации процедур закупки, более высоким уровнем конкуренции поставщиков и возможностью снизить или передать ЭТП риски, связанные с корпоративной коррупцией и информационной безопасностью закупок. Созданием кэптивных ЭТП занимаются самые крупные и наиболее консервативные заказчики.
«В рамках исследования был составлен рэнкинг ЭТП, основанный на оценках крупных клиентов. Лидером рэнкинга стала Группа площадок B2B-Center, на втором и третьем местах оказались - Группа площадок Фабрикант.ру и Сбербанк-АСТ соответственно», - комментирует ведущий эксперт департамента аналитики и консалтинга «Эксперт РА» Дмитрий Миндич, - «Наиболее важными факторами выбора электронных торговых площадок для крупнейших заказчиков, по итогам исследования, стали уровень информационной безопасности проводимых закупок, информационная открытость ЭТП и гибкость торгово-закупочного функционала». При этом аналитики добавляют, что такие характеристики как стоимость услуг ЭТП, присутствие среди клиентов ЭТП крупных компаний и простота интеграции с корпоративными ERP слабо влияют на выбор площадки.
Торможение экономического роста в России, по прогнозам «Эксперт РА», может положительно отразиться на развитии рынка ЭТП услуг и обеспечить приток новых клиентов в сегмент. Сложившиеся условия вынудят крупные компании обращать большее внимание на управление затратами. В этом отношении услуги электронных торговых площадок являются одним из нереализованных ресурсов повышения эффективности. В 2012 году оборот межкорпоративной электронной торговли в сегменте закупок крупнейших заказчиков (с выручкой свыше 16,1 млрд рублей) составил порядка 3,7–3,8 трлн рублей. Однако, по оценкам экспертов, этот сегмент рынка обладает более чем трехкратным потенциалом роста.