Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: организация деятельности цеха по производству пастилы.
Рыночная ситуация:
1. В период с 2018 по 2022 годы в России отмечен рост объема продаж кондитерских изделий на ***%, который увеличился с *** тыс. тонн до *** млн тонн.
2. В общем объеме продаж кондитерских изделий в России преобладают мучные кондитерские изделия, занимая в 2022 году ***% от всего объема продаж сладостей.
3. В период с 2018 по 2022 годы продажи сахаристых кондитерских изделий в России сократились на ***%, уменьшившись с *** тыс. тонн до *** тыс. тонн. Рынок сахаристых сладостей достиг близкого к насыщению состояния, и спрос постепенно переориентировался в сторону других кондитерских изделий, таких как диетические сладости с натуральным составом и шоколадная продукция.
4. Импортные поставки сахаристых кондитерских изделий в Россию по итогам 2022 года составили *** тыс. тонн, что на ***% выше, чем в 2018 г. Снижение было зафиксировано на 2020 году (***%) на фоне сжатия платежного спроса из-за пандемии.
5. В 2022 году значительно вырос импорт сахаристых кондитерских изделий из Китая (+***% или *** тыс. тонн к данным 2021 года) и Турции (***% или 3,0 тыс. тонн). Также в числе крупных стран-поставщиков были Казахстан, Германия и Беларусь.
Конкурентное окружение: ООО «Полезнотека», Фабрика сладостей «Super Nut».
Маркетинговые инструменты: интернет-магазин, социальные сети, розничные продуктовые магазины и кондитерские, рестораны и кафе, участие в местных мероприятиях и ярмарках, программы лояльности и специальные предложения.
Финансовые показатели проекта:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 628 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
141% |
PI (индекс прибыльности) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
20 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
ROIC |
раз |
3,56 |
Доля инвестора в проекте ***%.
Показатели для инвестора |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 628 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
44% |
PI (индекс прибыльности) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
33 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
ROIC |
раз |
1,78 |
Выдержки из исследования
Размер рынка
В 2022 году кондитерские изделия внесли второй по значимости вклад в увеличение объема продаж на рынке продовольствия FMCG, составляя пятую часть его общего оборота (***%) .
В период с 2018 по 2022 годы отмечается прирост объема продаж кондитерских изделий на ***%, что привело к увеличению с *** тыс. тонн до *** тыс. тонн в России.
Диаграмма 1. Объемы продаж кондитерских изделий, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн
***
В период с 2018 по 2019 годы рост продаж кондитерских изделий был обусловлен несколькими факторами, включая расширение ассортимента в торговых сетях, появление новых продуктов и вкусов, доступные цены, изменение предпочтений потребителей, акцент на более полезных кондитерских товарах и активные маркетинговые кампании.
В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, продажи кондитерских изделий снизились на ***% по сравнению с 2019 годом. Экономические трудности, вызванные пандемией, привели к сокращению реальных доходов потребителей, что повлекло за собой уменьшение расходов на товары, не входящие в основные потребительские нужды.
В 2021 году отмечается явное восстановление спроса на кондитерские изделия в России с ростом продаж на ***%. Развитие новых точек продаж и восстановление деятельности предприятий общественного питания способствовали восстановлению рынка.
В 2022 году продажи кондитерских изделий продолжили расти, на этот раз на ***%, особенно в категории шоколадных и какао-продуктов. Потребители, сталкиваясь с нестабильностью, предпочитали более дорогие, но воспринимаемые как более полезные, продукты, такие как шоколад. В то же время сократилось потребление сладких кондитерских изделий с высоким содержанием сахара и дорогих мучных изделий.
Согласно данным Росстата, мучные кондитерские изделия остаются доминирующей категорией в общем объеме кондитерских изделий в России. В 2022 году эта категория составляла ***% от общего объема продаж кондитерских изделий.
Диаграмма 2. Структура продаж кондитерских изделий, Россия, 2022 г., %
***
Темпы роста рынка, фаза развития спроса
Под термином «сахаристые кондитерские изделия» подразумеваются продукты питания, где основную долю составляет сахар, чаще всего в виде модифицированного сахара, или другие сладкие вещества, такие как мед, ксилит, сорбит, а также добавки в виде патоки, различных фруктов, ягод, орехов и прочих ингредиентов. Пастила входит в категорию сахаристых кондитерских изделий. Ниже представлен анализ рынка этой категории продуктов.
В период с 2018 по 2022 годы объем продаж сахаристых кондитерских изделий в России уменьшился на ***%, сократившись с *** тыс. тонн до *** тыс. тонн. Рынок сахаристых сладостей достиг близкого к насыщению состояния, и спрос постепенно переместился в сторону других видов кондитерских товаров, таких как диетические сладости с натуральным составом и шоколадные продукты.
Диаграмма 3. Объемы продаж сахаристых кондитерских изделий, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн
***
В 2020 году объем продаж сахаристых кондитерских изделий в России сократился на ***%, достигнув минимального уровня за последние пять лет и составив *** тысяч тонн. Влияние коронавирусного кризиса привело к ухудшению финансового положения потребителей, что привело к сокращению расходов на продукты, не входящие в основные потребительские потребности. Закрытие предприятий общественного питания также снизило вероятность импульсивных покупок кондитерских изделий.
В 2021 году отмечается восстановление спроса на сахаристые кондитерские изделия в России, с ростом продаж на ***% по сравнению с уровнем 2020 года. Снятие ограничений на перемещение и восстановление обычного режима работы и учебы способствовали увеличению продаж сладостей в качестве перекуса. Восстановление деятельности предприятий общественного питания также способствовало росту популярности мобильных точек продаж и кафе с разнообразным ассортиментом кондитерских изделий.
В 2022 году новые внешнеполитические события и кризис привели к снижению продаж сахаристых кондитерских изделий на ***% по сравнению с предыдущим годом. Ухудшение благосостояния граждан и сокращение ассортимента сладостей из-за ухода с рынка зарубежных производителей сыграли роль в этом снижении. Ограничения деятельности крупнейших зарубежных производителей также повлияли на сужение ассортимента сладостей в России. Несмотря на эти факторы, рынок удерживается благодаря тому, что потребители уже ранее максимально оптимизировали свои покупки, и значительного снижения физического объема покупок ожидать трудно.
По результатам 2022 года объем импорта сахаристых кондитерских изделий в Россию достиг *** тыс. тонн, что на ***% превышает уровень 2018 года. Снижение было отмечено в 2020 году (***%) из-за сокращения платежного спроса в связи с пандемией.
В 2022 году импортные поставки оставались на уровне *** тыс. тонн, что соответствует данным 2021 года (***%). Значительный рост импорта сахаристых кондитерских изделий был зафиксирован из Китая (***% или *** тыс. тонн по сравнению с данными 2021 года) и Турции (***% или *** тыс. тонн). Крупные страны-поставщики также включали Казахстан, Германию и Беларусь. Среди всего разнообразия импортируемых сахаристых продуктов особенно популярным оказался мармелад и фруктовая пастила.
Диаграмма 4. Объем импорта сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн
***
В период с 2018 по 2022 год оборот импорта сахаристых кондитерских изделий в Россию вырос на ***%, увеличившись с *** млрд руб. до *** млрд руб. В 2022 году объем импорта в денежном выражении увеличился на ***% по сравнению с предыдущим годом.
Диаграмма 5. Объем импорта сахаристых кондитерских изделий в денежном выражении, Россия, 2018-2022 гг., млрд руб.
***
Прогнозы развития отрасли
Согласно прогнозу от SberCIB Investment Research, производство кондитерских изделий в России ожидается увеличиться на ***% к 2026 году. Большая часть этого роста будет обусловлена увеличением экспорта, в то время как оставшаяся часть прироста связана с ростом внутреннего потребления. В текущей структуре расходов на продукты питания кондитерские изделия составляют менее ***%.
Прогноз предполагает, что в среднем на душу населения россияне будут потреблять *** кг кондитерских изделий в год к 2026 году, по сравнению с ***кг в 2020 году. Вероятно, что потребители будут чаще приобретать более дорогие изделия, в частности, шоколад. Текущее расширение сектора поддерживается представлением потребителей, что сладкое может стать эффективным средством в борьбе с тревогой и стрессом. В результате опроса ВЦИОМ выяснилось, что каждый шестой респондент утверждает, что употребляет сладкое в периоды стресса (***% от числа потребителей сладкого). Тем не менее, ***% не испытывают такой привычки.
Основные стимулы потребительского поведения на рынке кондитерских изделий в России совпадают с глобальными мега-трендами и включают в себя следующее.
Тенденция «Исцеляющий гедонизм» предполагает, что потребители стремятся к получению максимального удовольствия и комфорта. Производители кондитерских изделий всё чаще включают в рецептуру экзотические фрукты, ягоды, специи и травы, чтобы предоставить потребителям новые вкусовые впечатления и опыт в соответствии с этим мега-трендом.
Тренд «Забота о себе» включает в себя стремление потребителя к более долгой и здоровой жизни, что мотивирует их осуществлять осознанный выбор кондитерских изделий и обращать внимание на состав продукта. При разработке новых продуктов производители ориентируются на то, что часть ассортимента должна соответствовать потребности в здоровом питании, включая добавление полезных ингредиентов и снижение содержания сахара, в соответствии с трендом «Забота о себе».
Также ожидается сокращение сегмента кондитерской продукции со средними ценами и характеристиками, и рынок кондитерских изделий будет разделен на две категории: бюджетную и премиальную.
Хотя основными потребителями классической кондитерской продукции являются женщины и дети, современное развитие рынка обращает внимание на миллениалов - растущую группу с высокой покупательной способностью, открытую для новых вкусов и форматов сладкой продукции. Молодое поколение имеет совершенно другие предпочтения по сравнению с «бумерами» или «поколением Х». Например, современным трендом является индивидуальная упаковка товаров для импульсного спроса. Это связано с тем, что подросток не готов тратить время на выбор и взвешивание развесных конфет, и его покупательское поведение в области кондитерских изделий ориентировано на индивидуальную упаковку. Еще одним интересным фактом является то, что потребители старшего поколения теперь чаще начали готовить сладости самостоятельно. В то время как молодежь охотно ищет промоакции, что указывает на другой тип поведения на рынке кондитерских изделий.
Кондитерский рынок, построенный на эмоциях, в период экономической нестабильности стремится максимально сохранять лояльность своих потребителей, предлагая им знакомые и привычные марки. Это создает эмоции стабильности и умиротворения, так как в сложные времена новинки, как ни удивительно, не удовлетворяют эмоциональную потребность.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме бизнес-плана |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
11 |
1.1. Наименование продукции |
11 |
1.2. Назначение и область применения |
11 |
1.3. Перспективы выпуска и конкурентоспособность продукции на конкретном рынке |
12 |
1.4. Краткое описание и основные технико-экономические и потребительские характеристики |
14 |
1.5. Степень готовности |
15 |
Раздел 2. Анализ рынка |
16 |
2.1. Размер рынка |
16 |
2.2. Темпы роста рынка, фаза развития спроса |
18 |
2.3. Прогнозы развития отрасли |
22 |
2.4. Основные и потенциальные конкуренты |
24 |
Раздел 3. Маркетинговый план |
26 |
3.1. Конечные потребители |
26 |
3.2. Конкурентные преимущества продукции конкурентов и предприятия, реализующего проект |
27 |
3.3. Планируемая доля рынка |
28 |
3.4. Обоснование цены на продукцию |
29 |
3.5. План продвижения разработанного продукта/услуги/технологии |
29 |
3.6. Организация сбыта |
31 |
Раздел 4. Финансовый план |
33 |
4.1. Допущения, принятые для расчетов |
33 |
4.2. Сезонность |
34 |
4.3. Выручка |
35 |
4.4. Персонал |
35 |
4.5. Затраты |
36 |
4.6. Налоговые отчисления |
37 |
4.7. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
37 |
4.8. Первоначальные инвестиции |
39 |
4.9. Капитальные вложения |
39 |
4.10. Амортизация |
40 |
4.11. Отчет о прибыли и убытках |
40 |
4.12. Отчет о движении денежных средств |
43 |
4.13. Баланс |
44 |
4.14. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
46 |
4.15. Показатели экономической эффективности |
49 |
4.16. Показатели для инвестора |
52 |
Раздел 5. Анализ рисков проекта |
53 |
5.1. Анализ чувствительности |
53 |
5.2. Анализ безубыточности |
59 |
Выводы |
62 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
64 |
Диаграмма 1. Объемы продаж кондитерских изделий, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн |
16 |
Диаграмма 2. Структура продаж кондитерских изделий, Россия, 2022 г., % |
18 |
Диаграмма 3. Объемы продаж сахаристых кондитерских изделий, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн |
19 |
Диаграмма 4. Объем импорта сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн |
21 |
Диаграмма 5. Объем импорта сахаристых кондитерских изделий в денежном выражении, Россия, 2018-2022 гг., млрд руб. |
21 |
Диаграмма 6. Сезонность продаж |
34 |
Диаграмма 7. Динамика выручки проекта, тыс. руб. |
35 |
Диаграмма 8. График капитальных вложений, тыс. руб. |
40 |
Диаграмма 9. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. |
41 |
Диаграмма 10. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. |
42 |
Диаграмма 11. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
44 |
Диаграмма 12. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
51 |
Диаграмма 13. Денежные потоки для инвестора накопленным итогом, тыс. руб. |
52 |
Диаграмма 14. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
61 |
Таблица 1. Органолептические показатели пастилы |
14 |
Таблица 2. Физико-химическим показатели пастилы |
14 |
Таблица 3. Профиль конкурентного проекта ООО «Полезнотека» |
24 |
Таблица 4. Профиль конкурентного проекта Фабрика сладостей «Super Nut» (ИП Кулумбегов Артур Ахсарович) |
25 |
Таблица 5. Группы целевой аудитории проекта |
26 |
Таблица 6. Карты эмпатии для групп целевой аудитории проекта |
26 |
Таблица 7. Объемы реализации |
28 |
Таблица 8. Рост цен с учетом инфляции |
29 |
Таблица 9. План продвижения продукции (пастилы) проекта |
30 |
Таблица 10. Описание базовых допущений |
33 |
Таблица 11. Числовые значения базовых допущений |
34 |
Таблица 12. Выручка от реализации услуг, тыс. руб. |
35 |
Таблица 13. Фонд оплаты труда и налоги на фонд оплаты труда, тыс. руб. |
35 |
Таблица 14. Затраты по проекту, тыс. руб. |
36 |
Таблица 15. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб. |
37 |
Таблица 16. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней |
38 |
Таблица 17. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. |
38 |
Таблица 18. Первоначальные вложения в развитие бизнеса, руб. |
39 |
Таблица 19. График капитальных вложений, тыс. руб. |
39 |
Таблица 20. Амортизационные отчисления, тыс. руб. |
40 |
Таблица 21. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. |
41 |
Таблица 22. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
43 |
Таблица 23. Бухгалтерский баланс, тыс. руб. |
45 |
Таблица 24. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
47 |
Таблица 25. Показатели экономической эффективности по проекту |
51 |
Таблица 26. Показатели экономической эффективности для инвестора |
52 |
Таблица 27. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
60 |