Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: организация деятельности цеха по производству чурчхелы.
Рыночная ситуация:
1. В период с 2018 по 2022 годы в России отмечен рост объема продаж кондитерских изделий на ***%, который увеличился с *** тыс. тонн до *** млн тонн.
2. В общем объеме продаж кондитерских изделий в России преобладают мучные кондитерские изделия, занимая в 2022 году ***% от всего объема продаж сладостей.
3. В период с 2018 по 2022 годы продажи сахаристых кондитерских изделий в России сократились на ***%, уменьшившись с *** тыс. тонн до *** тыс. тонн. Рынок сахаристых сладостей достиг близкого к насыщению состояния, и спрос постепенно переориентировался в сторону других кондитерских изделий, таких как диетические сладости с натуральным составом и шоколадная продукция.
4. Импортные поставки сахаристых кондитерских изделий в Россию по итогам 2022 года составили *** тыс. тонн, что на ***% выше, чем в 2018 г. Снижение было зафиксировано на 2020 году (***%) на фоне сжатия платежного спроса из-за пандемии.
5. В 2022 году значительно вырос импорт сахаристых кондитерских изделий из Китая (+***% или *** тыс. тонн к данным 2021 года) и Турции (***% или 3,0 тыс. тонн). Также в числе крупных стран-поставщиков были Казахстан, Германия и Беларусь.
Конкурентное окружение: ООО «Полезнотека».
Маркетинговые инструменты: формирование бренда, веб-сайт, социальные сети, контент-маркетинг, участие в событиях, партнерства и сотрудничество, промо-акции и скидки, обратная связь.
Финансовые показатели проекта:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
1 654 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
129% |
PI (индекс прибыльности) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
23 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
ROIC |
раз |
3,62 |
Доля инвестора в проекте ***%.
Показатели для инвестора |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
1 654 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
45% |
PI (индекс прибыльности) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
35 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
ROIC |
раз |
1,81 |
Выдержки из исследования
Размер рынка
В 2022 году кондитерские изделия внесли второй по величине вклад в рост продовольственного рынка FMCG, генерируя пятую часть его оборота (***%).
В период с 2018 по 2022 годы в России отмечен рост объема продаж кондитерских изделий на ***%, который увеличился с *** тыс. тонн до *** млн тонн.
Диаграмма 1. Объемы продаж кондитерских изделий, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн
***
Рост в 2018-2019 годах был поддержан несколькими факторами, включая расширение торговых сетей с разнообразным ассортиментом кондитерских изделий, появление новых продуктов и вкусов, относительную доступность цен, изменение потребительских предпочтений, акцент на полезных кондитерских изделиях, а также усиление маркетинговых кампаний.
В 2020 году, в связи с коронавирусным кризисом, продажи кондитерских изделий снизились на ***% относительно 2019 года. Экономические трудности, вызванные пандемией, привели к уменьшению реальных доходов покупателей, что привело к сокращению расходов на товары, не входящие в обязательную потребительскую корзину.
В 2021 году было заметно восстановление спроса на кондитерские изделия в России с ростом продаж на ***%. Появление новых точек продаж и восстановление деятельности предприятий общественного питания послужили восстановлению рынка.
В 2022 году продажи кондитерских изделий продолжили расти, на этот раз на ***%, с увеличением продаж шоколадных и какао-продуктов. Потребители, сталкиваясь с нестабильностью, уделяли внимание более дорогим, но воспринимаемым как более полезным, продуктам, таким как шоколад. Вместе с тем, уменьшилось потребление сахаристых кондитерских изделий и дорогих мучных изделий.
По данным Росстата, в общем объеме продаж кондитерских изделий в России преобладают мучные кондитерские изделия, занимая в 2022 году ***% от всего объема продаж сладостей.
Диаграмма 2. Структура продаж кондитерских изделий, Россия, 2022 г., %
***
Темпы роста рынка, фаза развития спроса
Сахаристыми кондитерскими изделиями называются пищевые изделия, большая часть которых состоит из сахара, чаще всего видоизмененного, или другого сладкого вещества (мед, ксилит, сорбит), а также патоки, различных фруктов, ягод, орехов и прочее. Чурчхела относится к группе сахаристых кондитерских изделий. Ниже представлен анализ рынка сахаристых кондитерских изделий.
В период с 2018 по 2022 годы продажи сахаристых кондитерских изделий в России сократились на ***%, уменьшившись с *** тыс. тонн до *** тыс. тонн. Рынок сахаристых сладостей достиг близкого к насыщению состояния, и спрос постепенно переориентировался в сторону других кондитерских изделий, таких как диетические сладости с натуральным составом и шоколадная продукция.
Диаграмма 3. Объемы продаж сахаристых кондитерских изделий, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн
***
В 2020 году продажи сахаристых кондитерских изделий в России снизились на ***%, достигнув минимального уровня за пятилетний период и составив *** тыс. тонн. Коронавирусный кризис привел к ухудшению финансового положения покупателей, что вынудило их сокращать расходы на товары, не являющиеся неотъемлемой частью потребительской корзины. Закрытие предприятий общественного питания также снизило вероятность импульсивной покупки кондитерских изделий.
В 2021 году наблюдалось восстановление спроса на сахаристые кондитерские изделия в России с ростом продаж на ***% по сравнению с уровнем 2020 года. Снятие ограничений на перемещение и восстановление обычного режима работы и учебы способствовали увеличению продаж сладостей в качестве перекуса в движении и в обеденный перерыв. Предприятия общественного питания восстанавливали свою деятельность, что привело к росту популярности мобильных точек продаж и кафе с разнообразным ассортиментом доступных кондитерских изделий.
В 2022 году новые внешнеполитические события и кризис вызвали снижение продаж сахаристых кондитерских изделий на ***% по сравнению с предыдущим годом. Ухудшение благосостояния граждан и сокращение ассортимента сладостей из-за ухода с рынка зарубежных производителей сыграли роль в этом снижении. На снижение продаж сахаристой продукции в 2022 году повлияло и сужение ассортимента сладостей из-за ограничения деятельности крупнейших зарубежных производителей в России. Например, Mondelez, Nestle, Ferrero приостановили рекламу и инвестиции в российский бизнес и прекратили импорт своих сладостей в страну. Однако рынок удерживается благодаря тому, что потребители уже ранее максимально оптимизировали свои покупки в период предыдущих кризисов, и значительного снижения физического объема покупок ожидать трудно.
Импортные поставки сахаристых кондитерских изделий в Россию по итогам 2022 года составили *** тыс. тонн, что на ***% выше, чем в 2018 г. Снижение было зафиксировано на 2020 году (***%) на фоне сжатия платежного спроса из-за пандемии.
В 2022 году импортные поставки составили *** тыс. тонн, что оказалось на уровне значения 2021 года (***%). Значительно вырос импорт сахаристых кондитерских изделий из Китая (***% или *** тыс. тонн к данным 2021 года) и Турции (***% или *** тыс. тонн). Также в числе крупных стран-поставщиков были Казахстан, Германия и Беларусь. Среди всех видов импортной сахаристой продукции наиболее популярен мармелад, фруктовая пастила.
Диаграмма 4. Объем импорта сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн
***
За 2018-2022 гг. оборот импорта сахаристых кондитерских изделий в Россию вырос на ***%: с *** млрд руб. до *** млрд руб. В 2022 году объем импорта в денежном выражении увеличился на ***% в сравнении с 2021 годом.
Диаграмма 5. Объем импорта сахаристых кондитерских изделий в денежном выражении, Россия, 2018-2022 гг., млрд руб.
***
Прогнозы развития отрасли
По прогнозу SberCIB Investment Research, производство кондитерских изделий в России вырастет на ***% до 2026 года. Три четверти прироста будет обеспечено увеличением экспорта, еще четверть – ростом внутреннего потребления. Сейчас в структуре расходов на продукты питания доля этой категории товаров – менее ***%.
В среднем на душу населения в 2026 году россияне будут потреблять *** кг кондитерских изделий в год по сравнению с *** кг по итогам 2020 года. При этом наиболее вероятно, что чаще граждане будут приобретать более дорогие изделия, к которым относится шоколад. В настоящее время, как уже было сказано, расширение сектора поддерживают потребители, считающие, что сладкое может быть верным помощником в борьбе с тревогой и стрессом. В ходе опроса ВЦИОМ каждый шестой респондент признался, что ест сладкое в период стресса (***% из числа потребляющих сладкое). Не имеют такой привычки ***%.
Основные мотивы потребительского поведения на рынке кондитерских изделий в России во многом пересекаются с глобальными мега-трендами, которые включают в себя:
1. «Исцеляющий гедонизм», который подразумевает получение потребителем максимального удовольствия и комфорта. Производители кондитерских изделий все чаще используют в рецептуре экзотические фрукты, ягоды, специи и травы, которые дают возможность создать новые для потребителя вкусовые сочетания, что позволяет удовлетворить их ожидания в получении новых впечатлений и опыта, согласно мега-тренду «Исцеляющий гедонизм».
2. «Забота о себе», которая включает стремление потребителя жить дольше и лучше, что побуждает его подходить к выбору кондитерских изделий более осознанно, уделяя внимание составу продукта. При разработке новых продуктов производители ориентируются на то, что часть ассортимента должна быть направлена на удовлетворение потребности в здоровом питании за счет добавления полезных ингредиентов, снижения содержания сахара для соответствия тренду «Забота о себе».
Также прогнозируется, что будет происходить сокращение сегмента кондитерской продукции со средними ценами и характеристиками, а рынок кондитерских изделий разделится на две части: бюджетную и премиальную.
Основными потребителями кондитерской продукции классически являются женщины и дети, но сейчас с точки зрения развития рынка особое внимание уделяется миллениалам – растущей группе с высокой покупательной способностью, открытой новым вкусам и форматам сладкой продукции – молодое поколение имеет совершенно другие предпочтения, нежели те же «бумеры» или «поколение Х». Например, трендом настоящего времени является штучная фасовка товаров импульсного спроса, это делается потому, что подросток не готов тратить время на выбор и взвешивание развесных конфет – его покупательское поведение в плане кондитерской продукции завязано на штучной фасовке. Еще один интересный факт: потребители старшего поколения сейчас начали чаще и больше печь самостоятельно. А вот молодежь будет искать промоакции, тут другой поведенческий подход.
Кондитерский рынок базируется на эмоциях, и поэтому во времена экономической турбулентности производители и торговые предприятия стараются максимально щадяще поддерживать лояльность пула своих потребителей, предлагая им знакомые и привычные марки, что рождает эмоции стабильности и спокойствия, так как в непростые времена новинки, как ни странно, не удовлетворяют эмоциональный голод.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме бизнес-плана |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
11 |
1.1. Наименование продукции |
11 |
1.2. Назначение и область применения |
11 |
1.3. Перспективы выпуска и конкурентоспособность продукции на конкретном рынке |
12 |
1.4. Краткое описание и основные технико-экономические и потребительские характеристики |
13 |
Раздел 2. Анализ рынка |
15 |
2.1. Размер рынка |
15 |
2.2. Темпы роста рынка, фаза развития спроса |
17 |
2.3. Прогнозы развития отрасли |
20 |
2.4. Основные и потенциальные конкуренты |
22 |
Раздел 3. Маркетинговый план |
24 |
3.1. Конечные потребители |
24 |
3.2. Конкурентные преимущества продукции конкурентов и предприятия, реализующего проект |
26 |
3.3. Планируемая доля рынка |
28 |
3.4. Обоснование цены на продукцию |
28 |
3.5. План продвижения разработанного продукта/услуги/технологии |
28 |
3.6. Организация сбыта |
30 |
Раздел 4. Финансовый план |
31 |
4.1. Допущения, принятые для расчетов |
31 |
4.2. Сезонность |
32 |
4.3. Выручка |
33 |
4.4. Персонал |
33 |
4.5. Затраты |
34 |
4.6. Налоговые отчисления |
35 |
4.7. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
35 |
4.8. Первоначальные инвестиции |
36 |
4.9. Капитальные вложения |
37 |
4.10. Амортизация |
37 |
4.11. Отчет о прибыли и убытках |
38 |
4.12. Отчет о движении денежных средств |
40 |
4.13. Баланс |
42 |
4.14. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
43 |
4.15. Показатели экономической эффективности |
46 |
4.16. Показатели для инвестора |
49 |
Раздел 5. Анализ рисков проекта |
50 |
5.1. Анализ чувствительности |
50 |
5.2. Анализ безубыточности |
56 |
Выводы |
59 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
61 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Объемы продаж кондитерских изделий, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн |
15 |
Диаграмма 2. Структура продаж кондитерских изделий, Россия, 2022 г., % |
16 |
Диаграмма 3. Объемы продаж сахаристых кондитерских изделий, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн |
17 |
Диаграмма 4. Объем импорта сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении, Россия, 2018-2022 гг., тыс. тонн |
19 |
Диаграмма 5. Объем импорта сахаристых кондитерских изделий в денежном выражении, Россия, 2018-2022 гг., млрд руб. |
20 |
Диаграмма 6. Сезонность продаж |
32 |
Диаграмма 7. Динамика выручки проекта, тыс. руб. |
33 |
Диаграмма 8. График капитальных вложений, тыс. руб. |
37 |
Диаграмма 9. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. |
39 |
Диаграмма 10. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. |
39 |
Диаграмма 11. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
41 |
Диаграмма 12. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
48 |
Диаграмма 13. Денежные потоки для инвестора накопленным итогом, тыс. руб. |
49 |
Диаграмма 14. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
58 |
Таблица 1. Органолептические показатели чурчхелы |
13 |
Таблица 2. Физико-химическим показатели чурчхелы |
13 |
Таблица 3. Профиль конкурентного проекта ООО «Полезнотека» |
22 |
Таблица 4. Группы целевой аудитории проекта |
24 |
Таблица 5. Карты эмпатии для групп целевой аудитории проекта |
25 |
Таблица 6. Объемы реализации |
28 |
Таблица 7. Рост цен с учетом инфляции |
28 |
Таблица 8. План продвижения продукции (чурчхелы) проекта |
29 |
Таблица 9. Описание базовых допущений |
31 |
Таблица 10. Числовые значения базовых допущений |
32 |
Таблица 11. Выручка от реализации услуг, тыс. руб. |
33 |
Таблица 12. Фонд оплаты труда и налоги на фонд оплаты труда, тыс. руб. |
33 |
Таблица 13. Затраты по проекту, тыс. руб. |
34 |
Таблица 14. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб. |
35 |
Таблица 15. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней |
36 |
Таблица 16. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. |
36 |
Таблица 17. Первоначальные вложения в развитие бизнеса, руб. |
36 |
Таблица 18. График капитальных вложений, тыс. руб. |
37 |
Таблица 19. Амортизационные отчисления, тыс. руб. |
37 |
Таблица 20. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. |
38 |
Таблица 21. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
41 |
Таблица 22. Бухгалтерский баланс, тыс. руб. |
42 |
Таблица 23. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
44 |
Таблица 24. Показатели экономической эффективности по проекту |
48 |
Таблица 25. Показатели экономической эффективности для инвестора |
49 |
Таблица 26. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
57 |