25 000 ₽
Типовой бизнес-план завода по производству вин (с финансовой моделью)
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
25 000 ₽
АМИКО

Типовой бизнес-план завода по производству вин (с финансовой моделью)

Дата выпуска: 29 августа 2012
Количество страниц: 171
Срок предоставления работы: 1 день
Excel
ID: 52501
25 000 ₽
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Цель проекта – описание создания завода по производству вин и построение его финансовой модели.

 

Вместе с бизнес-планом предоставляется электронная финансовая модель расчетов.

Автоматизированную финансовую модель бизнес-плана в формате Excel Вы можете корректировать самостоятельно. Достаточно поменять основные параметры проекта, и вся модель будет изменена автоматически.

 

Концепция проекта Концепция проекта предполагает строительство завода вин проектной мощностью изготовления 112 500 литров вина в год.

Продукция проектируемого завода:

1. Столовое вино

2. Игристое вино

3. Крепленое вино

 

Основные характеристики проекта:

  • Создание завода по производству вин с «нуля»;
  • При 100% загрузке завода месячный объем производства вина составит *** литров вина.;
  • Стоимость 1 л столового вина составит *** руб., стоимость 1 л игристого вина составит *** руб., стоимость 1 л крепленого вина составит *** руб.
  • Общая площадь земельного участка составляет *** кв.м., в т.ч. площадь здания - *** кв.м.;
  • Для реализации проекта требуются инвестиции в размере *** тыс. руб.;
  • Доля собственных средств инвестора по проекту составит ***%;
  • Срок окупаемости проекта - *** года.

 

Привлекательность рынка:

  • Производство вина в России составило *** млн. дкл. в 2011 году, сократившись на 10,4% относительно предыдущего года.
  • Основную долю  в объеме производства вин составляет вина столовые – ***% от общего объема производства.
  • Также значительную долю составляет производство игристых и газированных вин – ***% от всего произведенного вина в России.
  • Объем производства столовых вин в 2011 году составил *** млн. дкл., сократившись на 10,4% относительно предыдущего года.
  • Наибольшая доля производства столового вина в 2011 году приходится на Южный федеральный округ – ***%. На 2-м месте находится Северо-Кавказский федеральный округ, его доля в общем объеме производства столовых вин составляет ***%. Следом идут Северо-Западный и Центральный федеральный округ, доли этих регионов составляют по 9,6%.
  • Объем производства игристых и газированных вин в 2011 году составил *** млн. дкл., что меньше показателя предыдущего года на 1,4%.
  • Наибольшая доля производства игристых и газированных вин в 2011 году приходится на Северо-Западный федеральный округ – ***%. На 2-м месте находится Северо-Кавказский федеральный округ, его доля в общем объеме производства игристых и газированных вин составляет 25,0%.
  • Цены производителей на виноградные вина с каждым годом растут. Средняя цена производителя за декалитр виноградного вина в 2011 году выросла на 4,7% -  до уровня *** руб.
  • В структуре продаж алкогольных напитков после пива, доля продаж которого за 2011 год составила ***%, находится водка и ликеро-водочные изделия с долей продаж 10,7%. Доля продаж виноградных и плодовых вин составила ***%, доля продаж шампанских вин – ***%.

В бизнес-плане приведено 51 диаграмма, 45 таблиц, 12 графиков и 1 схема.

Развернуть
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ   2

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА   4

2. РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ   7

2.1. РЕГИСТРАЦИЯ КОМПАНИИ   7

2.2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ   8

3. МАРКЕТИНГ   11

3.1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВИНА   11

3.1.1. Общая технология производства вин   11

3.1.2. Технология производства красных вин   14

3.1.3. Технология производства белых вин   15

3.1.4. Технология производства розовых вин   16

3.1.5. Технология производства игристых вин   16

3.1.6. Технология производства специальных вин (крепких и десертных)   17

3.1.7. Технология производства вин типа Мадеры   17

3.1.8. Технология производства вин типа портвейнов   18

3.1.9. Технология производства карамелизованных вин типа Марсалы   18

3.1.10. Технология производства ароматизированных вин   19

3.1.11. Технология производства пленочных вин типа Херес   19

3.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИННОЙ ПРОДУКЦИИ   20

3.2.1. Общая классификация   20

3.2.2. Классификация на основе ОКПД   22

3.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА   24

3.3.1. Лицензирование   24

3.3.2. Маркировка алкогольной продукции   28

3.3.3 Государственное регулирование стоимости алкоголя   29

3.3.4. Регулирование рынка розничной торговли алкоголем   30

3.4. ПРОИЗВОДСТВО ВИН   32

3.4.1. Производство виноградных столовых вин   33

Объем и динамика производства столовых вин   33

Географическая структура производства столовых вин   35

3.4.2. Производство виноградных специальных вин   36

Объем и динамика производства специальных вин   36

Географическая структура производства специальных вин   38

3.4.3. Производство плодовых столовых вин   39

Объем и динамика производства плодовых столовых вин   39

Географическая структура производства плодовых столовых вин   40

3.4.4. Производство игристых и газированных вин   42

Объем и динамика производства игристых и газированных вин   42

Географическая структура производства игристых и газированных вин   43

3.5. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ВИНА   45

3.5.1. Динамика цен производителей на винную продукцию   45

3.5.2. Динамика потребительских цен на винную продукцию   48

Потребительские цены на вино столовое (сухое, полусухое, полусладкое)   48

Потребительские цены на вино крепленое крепостью до 20%   51

Потребительские цены на вино игристое отечественное   54

3.6. ПРОИЗВОДСТВО СЫРЬЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВИНА   57

3.6.1. Районы виноделия в России   57

3.6.2. Производство виноматериала столового   58

Объем и динамика производства виноматериала столового   58

Географическая структура производства виноматериала столового   60

3.6.3. Производство виноматериала специального   61

Объем и динамика производства виноматериала специального   61

Географическая структура производства виноматериала специального   63

3.6.4. Производство виноматериала плодового столового   64

Объем и динамика производства виноматериала плодового столового   64

Географическая структура производства виноматериала плодового столового   66

3.7. ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ВИНА   67

3.8. ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ВИНА   72

3.9. ДИСТРИБУЦИЯ НА РЫНКЕ ВИНА   74

3.10. РОЗНИЦА НА РЫНКЕ ВИНА   82

3.11. КРУПНЕЙШИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ВИН   86

4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА   88

5. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ   90

6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН   91

6.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА   91

6.3. АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА   95

6.4. СЫРЬЕ И РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ   96

6.5. ПЕРСОНАЛ   96

6.6. ПАРАМЕТРЫ ПОСТУПЛЕНИЙ И ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА   97

6.7. ПАРАМЕТРЫ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ   100

7. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН   102

7.1. ОБЪЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ   102

7.2. ЗАТРАТЫ НА ОБОРУДОВАНИЕ   104

7.3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА   105

8. ОЦЕНКА РИСКОВ И ПУТЕЙ ИХ СОКРАЩЕНИЯ   107

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН   108

9.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО ПРОЕКТУ   108

9.2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ К РАСЧЕТАМ   108

9.3. ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ ВЫРУЧКИ И ПЛАН ДОХОДОВ   110

9.4. ПЛАН РАСХОДОВ   113

9.4.1. Общие направления и объемы текущих затрат   113

9.4.2. Затраты на сырье и материалы   115

9.5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПО ПРОЕКТУ   117

9.6. ОБСЛУЖИВАНИЕ КРЕДИТА   119

9.7. БЕЗУБЫТОЧНЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ   121

9.8. ПРОГНОЗНЫЙ ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ   123

9.9. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ   126

9.10. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА   130

10. О КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ «АМИКО»   133

ПРИЛОЖЕНИЯ   135

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ВИНА   135

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВИНОГРАДЕ И СТОЛОВОМ ВИНЕ»   142

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОГО ТЕХНОЛОГА   161

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА   165

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ   169

Развернуть
Иллюстрации

Список диаграмм

Диаграмма 1. Структура производства вин по видам, 2011 г.

Диаграмма 2. Объем и динамика производства вин столовых, тыс.дкл, 2009 – 2011 гг.

Диаграмма 3. Поквартальная динамика производства столовых вин, тыс. дкл, 1 кв. 2010 - 2 кв. 2012 гг.

Диаграмма 4. Географическая структура производства столовых вин по федеральным округам, тыс. дкл., 2011 г.

Диаграмма 5. Объем и динамика производства специальных вин, тыс. дкл., 2009 – 2011 гг.

Диаграмма 6. Квартальная динамика российского производства специальных вин, тыс. дкл, 1 кв. 2010 – 2 кв. 2012 гг.

Диаграмма 7. Географическая структурпа производства специальных вин по федеральным округам, тыс. дкл., 2011 г.

Диаграмма 8. Объем и динамика производства плодовых столовых вин, тыс. дкл., 2008 – 2011 гг.

Диаграмма 9. Поквартальная  динамика производства вин плодовых столовых, тыс. дкл, 1 кв. 2010 – 2 кв. 2012 гг.

Диаграмма 10. Географическая структура производства вин плодовых столовых по федеральным округам, тыс. дкл., 2011 г.

Диаграмма 11. Объем и динамика производства игристых и газированных вин, тыс. дкл., 2008 – 2011 гг.

Диаграмма 12. Поквартальная  динамика производства игристых и газированных вин, тыс. дкл, 1 кв. 2010 – 2 кв. 2012 гг.

Диаграмма 13. Географическая структура производства игристых и газированных вин по федеральным округам, тыс. дкл., 2011 г.

Диаграмма 14. Динамика цен производителей на виноградные вина, руб./дкл., 2000-2011 гг.

Диаграмма 15. Динамика потребительских цен на вино столовое (сухое, полусухое, полусладкое), руб./л, 2008-2011 гг.

Диаграмма 16. Динамика потребительских цен на вино столовое (сухое, полусухое, полусладкое) по федеральным округам, руб./л, 2008-2011 гг.

Диаграмма 17. Динамика потребительских цен на вино крепленое крепостью до 20%, руб./л, 2008-2011 гг.

Диаграмма 18. Динамика потребительских цен на вино крепленое крепостью до 20% по федеральным округам, руб./л, 2008-2011 гг.

Диаграмма 19. Динамика потребительских цен на вино игристое отечественное, руб./л, 2008-2011 гг.

Диаграмма 20. Динамика потребительских цен на вино игристое отечественное по федеральным округам, руб./л, 2008-2011 гг.

Диаграмма 21. Объем и динамика производства виноматериала  столового, тыс. дкл, 2009 - 2011 гг.

Диаграмма 22. Квартальная динамика российского производства виноматериала столового, тыс. дкл., 1 кв. 2010 – 2 кв. 2012 гг.

Диаграмма 23. Географическая структура производства виноматериала столового по федеральным округам, 2011 года

Диаграмма 24. Объем и динамика  производства виноматериала специального, тыс. дкл., 2009 – 2011 гг.

Диаграмма 25. Поквартальная динамика производства виноматериала специального, тыс. дкл, 1 кв. 2010 – 2 кв. 2012 гг.

Диаграмма 26. Географическая структура производства виноматериала специального по федеральным округам, тыс .дкл, 2011 г.

Диаграмма 27. Объем и динамика  производства виноматериала плодового столового, тыс. дкл, 2009 - 2011 гг.

Диаграмма 28. Поквартальная динамика производства виноматериала плодового столового, тыс. дкл, 1 кв. 2010 – 2 кв. 2012 гг.

Диаграмма 29. Географическая структура производства виноматериала плодового столового по федеральным округам,  2011 года

Диаграмма 30. Структура импорта вина в Россию в натуральном выражении по видам вин, тонн, 2011г.

Диаграмма 31. Структура импорта вина в Россию в стоимостном выражении по видам вин, тыс.долл., 2011г.

Диаграмма 32. Динамика соотношения импорта и экспорта вин в натуральном выражении, 2007 - 2011 гг.

Диаграмма 33. Динамика соотношения импорта и экспорта вин в стоимостном выражении, 2007 - 2011 гг.

Диаграмма 34. Структура лицензированных организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией, по федеральным округам

Диаграмма 35. Структура лицензированных организаций, осуществляющих оптовую торговлю виной продукцией, по федеральным округам

Диаграмма 36. Структура оптовой торговли винной продукции лицензированными организациями по видам винной продукции

Диаграмма 37. Структура запасов винной продукции лицензированными организациями по видам винной продукции

Диаграмма 38. Структура запасов винной продукции лицензированными организациями по федеральным округам

Диаграмма 39. Структура продаж винной продукции для розничной торговли по федеральным округам

Диаграмма 40. Структура продаж винной продукции для розничной торговли по видам продукции

Диаграмма 41. Структура розничной продажи алкогольных напитков населению по видам напитков

Диаграмма 42. Динамика розничной продажи винной продукции по РФ, тыс. дкл., 2011/2010 гг.

Диаграмма 43. Динамика розничных продаж винной продукции на душу населения в натуральном выражении, л, 2006-2011 гг.

Диаграмма 44. Динамика запасов винной продукции в организациях розничной торговли по РФ, дкл., 1 сентября 2011/1 сентября 2010

Диаграмма 45. Крупнейшие российские производители виноградного вина по выручке

Диаграмма 46. План производства продукции

Диаграмма 47. Структура текущих затрат по проекту

Диаграмма 48. Структура инвестиционных затрат

Диаграмма 49. Структура затрат на оборудование, мебель и автотехнику

Диаграмма 50. Структура оборотных средств по направлениям затрат

Диаграмма 51. Структура затрат на сырье и материалы

 

Список графиков

График 1. Динамика цен производителей на винную продукцию, руб./дкл, 2008 – 2011 гг.

График 2. Помесячная динамика цен производителей на виноградные вина, руб./дкл., янв. 2011 – июл. 2012 гг.

График 3. Динамика потребительских цен на вино столовое (сухое, полусухое, полусладкое) по месяцам, руб./л, янв. 2010 –июл. 2012 гг.

График 4. Помесячная динамика потребительских цен на вино креплёное крепостью до 20%, руб./л, янв. 2011 – июл. 2012 гг.

График 5.Помесячная динамика потребительских цен на вино игристое отечественное, руб./л, янв. 2011 – июл. 2012 гг.

График 6.План доходов

График 7. План погашения кредита

График 8. Расчет точки безубыточности

График 9. Динамика выручки, затрат и прибыли

График 10. Динамика чистой прибыли

График 11. NPV проекта и недисконтированный денежный поток

График 12. NPV и недисконтированный денежный поток с точки зрения инвестора

 

Список схем

Схема 1. Технологический процесс производства

Развернуть
Таблицы

Список таблиц

Таблица 1. Классификация алкогольной продукции в соответствии с классификатором ОКПД

Таблица 2. Изменения в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Таблица 3. Объем и динамика производства вин столовых, тыс.дкл, 2009 – 2011 гг.

Таблица 4. Географическая структура производства столовых вин по федеральным округам, тыс. дкл., 2009 – 2011 гг.

Таблица 5. Объем и динамика производства специальных вин, тыс. дкл., 2009 – 2011 гг.

Таблица 6. Географическая структурпа производства специальных вин по федеральным округам, тыс. дкл., 2009 - 2011 г.

Таблица 7. Объем и динамика производства плодовых столовых вин, тыс. дкл., 2008 – 2011 гг.

Таблица 8. Географическая структура производства вин плодовых столовых по федеральным округам, тыс. дкл., 2008 – 2011 гг.

Таблица 9. Объем и динамика производства игристых и газированных вин, тыс. дкл., 2008 – 2011 гг.

Таблица 10. Географическая структура производства игристых и газированных вин по федеральным округам, тыс. дкл., 2008 – 2011 гг.

Таблица 11. Динамика цен производителей на винную продукцию, руб./дкл., 2008 – 2011 гг.

Таблица 12. Динамика индексов цен на виноградные вина, 2008-2011 гг.

Таблица 13. Динамика потребительских цен на вино столовое (сухое, полусухое, полусладкое) по федеральным округам, руб./л, 2008 – 2011 гг.

Таблица 14. Динамика потребительских цен на вино крепленое крепостью до 20% об.спирта по федеральным округам, руб./л, 2008 – 2011 гг.

Таблица 15. Динамика потребительских цен на вино игристое отечественное по федеральным округам, руб./л, 2008-2011 гг.

Таблица 16. Объем и динамика производства виноматериала столового по федеральным округам, тыс.дкл., 2009 – 2011 гг.

Таблица 17. Объем и динамика производства виноматериала специального по федеральным округам, тыс .дкл, 2009 – 2011 гг.

Таблица 18. Объем и динамика производства виноматериала плодового столового по федеральным округам, тыс.дкл, 2009 – 2011 гг.

Таблица 19. Импорт и экспорт вин, 2011г.

Таблица 20. Крупнейшие российские производители виноградного вина.

Таблица 21. Технологические процессы производства вина

Таблица 22. Оборудование для завода вин

Таблица 23. Состав и стоимость оборудования для производства вина

Таблица 24. Смета на аренду земельного участка и ремонтные работы

Таблица 25. Наименование и перечень сырья и материалов для производства продукции

Таблица 26. Штатное расписание завода

Таблица 27. Параметры поступлений

Таблица 28. Загрузка и объемы производства продукции завода вин

Таблица 29. Параметры текущих расходов по проекту

Таблица 30. Направления и объемы инвестиционных вложений в проект

Таблица 31. Затраты на оборудование, мебель, оргтехнику и автотранспорт проекта

Таблица 32. Объемы и направления расходования оборотных средств

Таблица 33. Оценка рисков и путей их сокращения

Таблица 34. Исходные показатели по проекту

Таблица 35. Динамика выручки по проекту

Таблица 36. Динамика текущих затрат по проекту

Таблица 37. Динамика текущих затрат сырье и расходные материалы

Таблица 38. Ставки налогов и акцизов по проекту

Таблица 39. Налоговые выплаты по проекту

Таблица 40. План расчетов по кредиту

Таблица 41. Показатели эффективности для кредитора

Таблица 42. Расчет безубыточного объема продаж

Таблица 43. Отчет о движении денежных средств

Таблица 44. Отчет о прибылях и убытках

Таблица 45. Показатели эффективности проекта

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще