Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
10 ноября 2010

Динамика книжного рынка в России: посткризисные тенденции

Исследование РосБизнесКонсалтинга «Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России в 2010 году» показало, что уровня показателей докризисных объемов рынок достигнет к началу 2012 года.  В настоящее время издательский бизнес в России находится под влиянием 2 основных факторов:
  • Инерционное влияние последствий финансово-экономического кризиса
  • Снижение читательской активности российского населения.

Отечественный рынок книжной продукции показал относительную устойчивость во время кризиса, во многом благодаря высоким достижениям книгопечатной отрасли в докризисный период. Поэтому снижение объемов печатного производства оказалось не столь значительным по сравнению с другими промышленными отраслями. Больше всего последствия финансово-экономического кризиса отразились на динамике объема продаж книжной продукции, которые снизились на 20%. Кризис неблагоприятно отразился на книжной рознице, произошло сокращение числа книготорговых магазинов. Наиболее устойчивым оказался книжный рынок Москвы (+1%). В регионах в денежном выражении наибольшее падение рынка наблюдалось в Приволжском (16%) и Сибирском федеральном округе (15%). В натуральном выражении рынок упал сильнее всего в Сибирском (28%) и Дальневосточном федеральном округе (27%).

Общий объем рынка книжной продукции в стоимостном выражении составил в 2009 году $2,4 млрд. (в 2008 году - $3,0 млрд.). Емкость рынка, по оценке РБК, в стоимостном выражении составила порядка $4,3 млрд. Таким образом, ёмкость российского книжного рынка заполнена только на 44%.

В натуральном выражении объем отечественного производства книг и брошюр в 2009 году в России составил 716, 55 млн. экз. Уровень падения отечественного производства книг (в тиражном выражении) по отношению к 2008 году составил 5,8%.

В посткризисный период развитие книжного рынка стимулируется увеличением потребительского спроса по причине роста платежеспособности населения. Это благоприятно отразится на динамике продаж книжной продукции и на ее качестве. В ближайшие 2-3 года начнется количественный рост среднеценового сегмента, хотя доля эконом-сегмента останется по-прежнему доминирующей. Повышение себестоимости книжной продукции и, как следствие, рост наценок, становится устойчивой тенденцией на рынке. Среди других макроэкономических тенденций последних лет, улучшающих ситуацию на книжном рынке – рост рождаемости, который дал дополнительный стимул к развитию сегментов учебной и детской литературы.

Для конкурентной среды в издательском бизнесе характерна олигополия: 6 крупных издательств из 1298, активно работавших в 2009 году выпустили 20% всех выпущенных названий книг и брошюр и 40% всех тиражей. К крупным игрокам издательского рынка (по объемам тиражей) относятся следующие книжные издательства: Эксмо, Просвещение, АСТ, Эгмонт Россия, Дрофа, ОЛМА Медиа групп, Росмэн, Рипол-Классик, Азбука-классика.

Среди основных посткризисных тенденций в книгоиздательстве выделяются:
1. Сокращение объемов тиражей и как следствие, рост выпуска малотиражной продукции.
2. Выпуск менее затратных форматов - брошюр в мягкой обложке. В 2009 году общее падение выпуска книг составило 15,9% по отношению к 2008 году, а выпуск брошюр возрос на 30%.

Основная часть книг на рынке реализуется через независимые книжные магазины. (Библио-Глобус, ТД Москва, Молодая гвардия и др.). На втором месте – сетевые книжные магазины. В тройку лидеров по количеству магазинов входят книжные сети компании «Топ-книга», компании «АСТ». Замыкает тройку лидеров торговые сети издательства «Эксмо». Все более популярным в книжном ритейле становится формат Интернет-торговли.

Одна из негативных тенденций, влияющая отрицательно на рынок – это спад читательской активности российского населения. Досуговые предпочтения россиян все больше смещаются в сторону телевидения и Интернета. О снижении интереса к чтению и замене его телевизионной и интернет-активностью говорят результаты многих исследований. По результатам всероссийского опроса ВЦИОМа, оказалось, что доля «читающего» населения современной России стремительно сокращается. В 1996 году более трети россиян читали книги постоянно, практически ежедневно. В 2009 эта доля таких читателей сократилась с 31% до 22%, а доля населения, не читающего книг (или очень редко) возросла с 20% до 35%.

В условиях роста информационных технологий, возникает вопрос о будущем печатной книги. По результатам онлайн-опроса, проведенного РБК, печатный формат книг по-прежнему остается доминирующим: этому формату чтения книг отдает предпочтение подавляющее большинство читателей (80,9%).

Более трети респондентов предпочитают читать электронные книги (33,2%). Наименьшая доля приходится на аудиокниги (15,1%). Поэтому печатные книги еще долго сохранят свою традиционную популярность. Что касается рынка электронных книг, то пока он слабо развит, но представляет собой одно из перспективных направлений. Объем рынка электронных книг оценивается в России порядка $0,9 млрд. Среди игроков рынка, действующих легально в нашей стране, выделяются такие отечественные сетевые ресурсы как «ЛитРес», Elkniga. ru, Bookee.ru, и игроки мирового уровня Google Book Search, производители e-reader'ов, имеющие свои электронные ресурсы - Amazon. com, Apple.

В качестве перспективных особенностей развития книжного рынка в России можно выделить следующие моменты:  

1. В перспективе совокупный объем издательского рынка значительно не упадет, а будет развиваться за счет расширения структуры ассортимента и структуры книгораспространения. 

2. Печатный формат книг сохранит в перспективе доминирующее влияние на книжном рынке. Рынок электронных книг ожидает бурный рост, который пока сдерживается правовыми и технологическими издержками (высокие цены на ридеры, отсутствием законодательной базы для развития рынка электронных книг и т.д.).