Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
11 ноября 2010

Какие характеристики должен развивать книжный интернет-магазин, чтобы добиться успеха?

На сегодняшний день интернет-коммерция развивается ускоренными темпами, причиной чего является не столько рост числа российских онлайн магазинов, сколько возросший интерес пользователей и участников рынка традиционной торговли к новому виду бизнеса.

В чем же причина роста популярности интернет-торговли? И что может удерживать россиян от совершения покупок в интернете? Исходя из результатов исследования, проведенного компанией РосБизнесКонсалтинг, россияне, совершавшие покупки в интернет-магазинах, ориентированы на приобретении товаров, цена которых чуть ниже своих аналогов, продаваемых в обычных магазинах. Таким образом, сравнительно низкие цены являются одной из ключевых причин популярности интернет-торговли. Однако, не только экономия денежных средств толкает россиян на совершение покупок через интернет. Сегодня интернет-магазины все чаще посещают россияне, не имеющие времени на совершение покупок в обычных магазинах и вынужденные заказывать те или иные товары по интернету, находясь на работе или дома. Поэтому важными драйверами роста интернет-торговли является также стремление россиян к экономии времени при совершении покупок, что достижимо благодаря таким преимуществам интернет-магазинов как возможность совершения покупок, не выходя из дома, практически в любое время суток, а также возможность доставки товаров на дом.

Рис. 1. «Что в наибольшей степени привлекает Вас в покупках товаров через интернет?», % от общего числа опрошенных, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах

В настоящее время лишь 13,5% опрошенных россиян уверены в качестве товаров и услуг, приобретаемых через интернет. Это говорит как о наличии психологических барьеров, мешающих развитию интернет-коммерции, так, и о сравнительно низком уровне организации рассматриваемого бизнеса в целом в России. Однако психологические барьеры преодолимы по мере вовлечения все большего числа россиян в процесс совершения покупок в интернет-магазинах.

Российский рынок интернет-торговли пока еще существенно отстает по уровню своего развития от европейского. Сегодня наиболее развитыми сегментом российской интернет-коммерции является продажа книг и иной печатной продукции, что уверенно подтверждает рейтинг популярности товаров, покупаемых в интернет-магазинах.

Рис. 2. Рейтинг товаров, покупаемых в интернет-магазинах, по их популярности, % от общего числа опрошенных, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах

 

Одной из важнейших целей исследования было определение рейтингов популярности российских интернет-магазинов по продаже книг и иной печатной продукции. Так, анализ социологического опроса позволил установить, что на сегодняшний день наиболее популярным книжным интернет-магазином в России является «Ozon». Доля его покупателей составляет 71% от общего числа опрошенных, покупавших книги и иную печатную продукцию в интернет-магазинах. На втором месте во всероссийском  рейтинге книжных интернет-магазинов находится «Буквоед». Однако доля его покупателей составляет лишь 21,5%. Чуть ниже доля покупателей интернет-магазина «Bolero» (19%). Также существенно количество «активных посетителей» таких интернет-магазинов, как: «Лабиринт» (14,9%), «Books.ru» (11,7%), «ТОП-Книга» (10,9%), а также «Книга.Ru» (10,3%).

Рис. 3. Рейтинг книжных интернет-магазинов по степени их популярности среди опрошенных россиян, % от общего числа опрошенных, покупавших книги и иную печатную продукцию в интернет-магазинах

Как уже отмечалось выше, при совершении покупок книг и иной печатной продукции через интернет респонденты более чувствительны к уровню цен, чем при приобретении аналогичной продукции в обычных магазинах. И это не удивительно. Ведь на сегодняшний день интернет-торговля ассоциируются с экономией времени и средств, чему способствуют обилие интернет-магазинов, а также простота сравнения товаров и их цен, наряду с возможностью быстрого переключения на другие web-сайты.

Однако уровень цен не является единственным критерием выбора интернет-магазинов. Учитывая специфику интернет-торговли, а именно отсутствие возможности увидеть собственными глазами предлагаемый товар, для респондентов, покупающих книги и иную печатную продукцию через интернет, не менее важным критерием является полнота описания предлагаемых в интернет-магазинах товаров.

Также для респондентов, покупающих книги и иную печатную продукцию через интернет, крайне важны высокая скорость обслуживания, а именно суммарное время, требуемое на прием и обработку заявки, время комплектования, а также время доставки. При выборе интернет-магазинов, опрошенные покупатели книг через интернет, обращают пристальное внимание на такие характеристики, как:

  • широта товарного ассортимента, представленного на сайте;
  • наличие множества способов оплаты;
  • высокая скорость и бесперебойность работы сайта;
  • наличие системы скидок, бонусов и специальных предложений.

Следует отметить, что некоторые респонденты, покупающие книги и иную печатную продукцию через интернет, перед покупкой любых товаров предварительно читают отзывы об интернет-магазинах, либо прислушиваются к рекомендациям своих знакомых и друзей. Также на выбор респондентами интернет-магазина может влиять наличие или отсутствие такой услуги, как «самовывоз». Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, при покупке товаров самовывоз позволяет респондентам не платить за доставку товаров. С другой стороны, наличие рассматриваемой услуги внушает доверие, так как существует фактический адрес, куда в случае необходимости можно обратиться.

Отметим также, что дизайн сайта не играет большой роли при выборе интернет-магазина.

Рис. 4. «Какие из следующих характеристик важны для Вас при выборе интернет-магазина?», % от общего числа опрошенных, совершавших книг и иной печатной продукции в интернет-магазинах

Таким образом, мы получили картину, каким именно должен быть «идеальный» книжный интернет-магазин в глазах потребителей. Однако как определить, какой из уже существующих книжных интернет-магазинов ближе всего подошел к «идеалу»? Исследование книжного интернет-рынка позволило ответить и на этот вопрос. Оказалось, что наиболее приближенным к «идеальному» книжному интернет-магазину является интернет-магазин «Лабиринт» - 98,2%. «Ozon» располагается на втором месте с отставание 0,2%, а далее с 97,3% следует «My-Shop». Замыкают рейтинг книжных интернет-магазинов по степени соответствия идеалу  «Bolero» (91,0%) и «Библион» (86,5%).

Рис. 5. Рейтинг книжных интернет-магазинов по степени их соответствия «идеальному» интернет-магазину соответствующей категории

 

Сергей Хитров (skhitrov@rbc.ru),

Инга Микаелян (imikaelyan@rbc.ru)