Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
8 декабря 2010

Рынок чая – стагнация или развитие?

Несмотря на кризисные явления в экономике и сложное положение участников рынка, отрасль производства чая чувствует себя увереннее, чем многие другие. Причина стабильности заключается в высоком уровне популярности напитка у россиян и соответственно высоких показателях конечного спроса на продукцию.

К такому выводу пришли эксперты информационного агентства «КредИнформ», проведя маркетинговое исследование по теме «Рынок чая в России: состояние, тенденции и перспективы его развития».

Наряду с этим российский рынок чая можно охарактеризовать как приближающийся к стадии абсолютного насыщения. Дело в том, что в физическом выражении отечественный рынок чая практически прекращает свой рост. Данные выводы подтверждаются статистикой по рынку, которая свидетельствует о том, что его объем на протяжении 2008-2010гг. остается на уровне 190 тысяч тонн: в количественном отношении рынку практически некуда расти.

Вместе с тем следует отметить, что развитие рынка чая происходит в основном за счет увеличения его емкости в стоимостном выражении. В 2009 г. в сравнении с 2008 г. темп прироста объемов российского рынка чая в денежном формате составил 15%. В 2010 году рынок должен увеличиться на 12-16%, хотя в последующие три года среднегодовой темп прироста емкости рынка чая в стоимостном выражении составит всего 5-9%.

Такая динамика обусловлена ростом цен на чайное сырье на мировом рынке, развитием премиального сегмента и нишевых продуктов - специальных и нетрадиционных чаев, а также активным ростом продаж пакетированного чая, который в пересчете на весовой стоит дороже листового чая. Кроме того, развитие самих участников рынка в сложившейся ситуации происходит за счет расширения ассортиментного портфеля и совершенствования внешних атрибутов продукта, в частности, упаковки.

Что касается структуры продаж в 2009-2010гг., серьезных изменений на российском рынке чая не происходило. Самый крупный сегмент - черный чай. На его долю приходилось около 80% розничных продаж в натуральном выражении. В долгосрочной же перспективе сегмент будет медленно уступать зеленому и травяному/фруктовому чаю. Как в черном, так и в зеленом чае растут продажи ароматизированных вариантов, которые обычно позиционируются как более премиальные. В целом премиальный сегмент обеспечивает существенный вклад в рост категории в стоимостном выражении.