В настоящее время в России около 65% потребления приходится на твердые сыры, 24% - на плавленые сыры, 11% - на мягкие, кисломолочные сыры. Большую часть рынка (43%) занимают сыры низкой ценовой категории. Эксперты ИА «КредИнформ», проведя маркетинговое исследование по теме: «Рынок сыров в России: состояние, тенденции и перспективы развития», разделили границы потребительских ценовых категорий на рынке сыра (за килограмм) следующим образом: низкий ценовой сегмент - до 200 рублей; среднеценовой сегмент - от 200 до 250 рублей; сегмент выше среднего - от 250 до 330 рублей; премиум сегмент - от 330 рублей.
К низкой ценовой категории в группе твердых сыров, по оценкам специалистов рынка, отнесены такие марки, как "Российский", "Пошехонский", "Голландский" и другие. Примерно одинаковый процент рынка занимают сыры среднего и выше среднего ценового сегмента (24% и 22% соответственно):- "Эдам", "Гауда", "Маасдам" и другие. 11% составляют сыры высокого ценового сегмента такие, как "Рокфор", Kaserei, Champignon и другие.
Увеличение численности городских жителей, а также перенятие западных привычек российскими потребителями обеспечивает рост сегмента фасованного сыра. Возрастает роль таких факторов, как качество, удобство, упаковка, привлекательный внешний вид. Широкий выбор в рознице упакованных продуктов питания, в том числе сыра, позволяет экономить время, которое обычно тратят на взвешивание и подсчет стоимости товара при продаже на развес.
Основная доля производства отечественных сыров приходится на низкую и среднюю ценовые категории, а сегмент дорогих сыров контролируется иностранными производителями. Данный дисбаланс создает предпосылки для расширения ассортимента в ближайшие годы. А это означает, что вхождение в сегмент дорогих сыров сможет положительно повлиять на рентабельность отечественных производителей.
Действительно, такие продукты как сыр являются уникальными по своему составу. К тому же, они обладают большим сроком хранения, что особенно важно, учитывая огромную территорию страны и высокий коэффициент сезонности производства в России. Однако, на данный момент главным препятствием на пути реализации задачи диверсификации является дефицит качественного сырого молока, которым должны быть постоянно обеспечены производители сыров. Второй момент - низкий уровень развития техники и технологий, что не позволяет существенно снизить рентабельность производства сыров.
Одним из факторов развития российского рынка сыров может стать реализация отраслевой целевой программы «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013 годы». Данная программа предусматривает рост выработки сыра к 2013 году по сравнению с 2009-м на 19,7% - до 313,2 тыс. тонн. Причем объемы производства сыра в 2011 году должны вырасти на 4,5%, в 2012 году - на 4,8%, в 2013 году - на 5,2%. Объем финансирования реализации такой программы определен в 17,64 млрд рублей в текущих ценах.