Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
29 марта 2011

Какая из стратегий ритейлеров бытовой техники и электроники успешнее

После провала 2009 года и вялотекущего восстановления 2010 года (+3%), рынок ритейла бытовой техники и электроники ждет 22 %-й рост в посткризисном 2011 г.
К такому выводу пришли эксперты информационного агентства «КредИнформ», проведя маркетинговое исследование по теме «Рынок сетевого ритейла бытовой техники и электроники (БТЭ) в России и регионах: состояние, тенденции и перспективы его развития».

Что станет залогом успешного развития? Успешная стратегия. Проанализировав структуру рынка сетевого ритейла бытовой техники и электроники, аналитики агентства выявили четыре основные стратегии ведения бизнеса на рынке: развитие франчайзинговой сети магазинов (сеть «Эксперт» и пр.); классическое развитие сети собственных магазинов путем открытия новых магазинов (сети «М.Видео» и «Эльдорадо» пр.); развитие сети путем покупки других сетей и магазинов, агрессивная интеграционная политика (сеть «DOMO» и пр.), а также создание сети собственных магазинов федерального уровня в России глобальным игроком рынка (Media Markt).

На данный момент лидером по количеству магазинов является франчайзинговая сеть «Эксперт», у которой 335 магазинов в России, третье место занимает, также франчайзер, сеть «Линия тока. Франчайзинг все более популярен в рамках развития торговли в России, но и эта модели ведения бизнеса имеет известные риски.
Среди представителей классической стратегии лидерами являются сеть «Эльдорадо» ( за 9 месяцев 2010 года выручка 68,3 млрд руб.) и «М.Видео» (за 2010 год выручка более 100 млрд руб.), занимающие около 10 % рынка каждый.

Казанская сеть «DOMO», занимающая пятое место с более чем 130 магазинами, за последние 4 года поглотила 6 региональных сетей, в том числе достаточно заметную сеть «Белый ветер - Цифровой».

Условия же работы иностранных ритейлеров на российском рынке достаточно затруднены административными и инфраструктурными барьерами, поэтому на нашем рынке существует только одна зарубежная сеть Media Markt, доля которой около 2,5%.

Активная стадия консолидации отрасли и бум процессов M&A в отрасли подходит к концу, в основном рынок уже структурирован, и вход на него в качестве сильного игрока с захватом существенной доли рынка очень затруднен в виду необходимости «подрывной» стратегии и очень крупных финансовых вливаний. Однако некоторые сети регионального масштаба активно пользуются стратегией расширения за счет M&A там, где рынок еще не насыщен. Данная стратегия по результатам сети «DOMO» представляется достаточно успешной и перспективной.

Для крупных сетей федерального значения региональная экспансия является на данной стадии развития отрасли чуть ли ни единственно подходящей для дальнейшего динамичного развития, т.к. рынок высокоразвитого центрального региона и «городов-миллионников» уже распределен и большого потенциала не имеет. Однако, параллельно с развитием федеральных сетей, в различных регионах России существуют свои сетевые и несетевые игроки, занимающие на региональном уровне достаточно значимые позиции. У них в регионах с приходом федеральных сетей останется единственный путь оперирования на рынке - занятие специфической ниши рынка. Нишевые стратегии по-прежнему будут иметь перспективы, но с расширением ассортимента сетевиков, их разработка и реализация будет все более затруднительной. Самым сложным регионом для развития рынка считается Северо-Западный, который поделен федералами и 6 региональными сетями.

Что касается появления новых крупных участников рынка, то прогнозы экспертов негативны. Они считают, что спрос на бытовую технику есть (оптимистичный прогноз объемов продаж на 2011 год более 800 млрд руб.), но и предложение достаточно, поэтому прогнозы в отношении новых сетей на данном этапе скептичны.